Решение Кировского областного суда от 06.02.2013 по делу N 3-4/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей статьи 7 Закона Кировской области от 03.07.2012 N 164-ЗО "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств">



КИРОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. по делу № 3-4/2013

Кировский областной суд в составе председательствующего
судьи О.,
при секретаре К.,
с участием прокурора Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Кировской области о признании противоречащей федеральному законодательству, Уставу Кировской области и недействующей статьи 7 Закона Кировской области от 03.07.2012 № 164-ЗО "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств"

установил:

Законодательным Собранием Кировской области принят Закон Кировской области от 03.07.2012 № 164-ЗО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств".
Данный Закон опубликован 05.07.2012 в газете "Вести. Киров" № 58 (1813).
Статьей 7 Закона установлено, что он вступает в силу с 01.07.2012.
Заместитель прокурора Кировской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству и Уставу Кировской области и недействующей статьи 7 Закона Кировской области от 03.07.2012 № 164-ЗО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" со дня принятия.
В обоснование своих требований указывает, что оспариваемая норма Закона противоречит части 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", части 3 статьи 51 и пункту "в" части 2 статьи 52 Устава Кировской области со дня его принятия.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, статьи 51 Устава Кировской области законы области вступают в силу после первой публикации полного текста в официальном издании. Законы области, не опубликованные официально для всеобщего сведения, не могут применяться на территории области.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Устава Кировской области законам и иным нормативным правовым актам, принимаемым (издаваемым) на территории области, не может быть придана обратная сила, если они устанавливают или отягчают меры административной ответственности физических и юридических лиц, либо устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.
Кроме того, нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
Принятым Законом установлены обязанности для граждан и он непосредственно затрагивает их права, в том числе право собственности, поэтому обратной силы он иметь не может.
Между тем, статьей 7 Закона его положениям придана обратная сила, так как установлено, что он вступает в силу с 01.07.2012.
В судебном заседании прокурор отдела прокуратуры Кировской области Н. в полном объеме поддержала требования заявления.
Представитель Законодательного Собрания Кировской области П. с предъявленным требованием не согласна, просила в удовлетворении требований отказать. В обоснование указала, что закон области принят Законодательным Собранием Кировской области в соответствии с компетенцией Законодательного Собрания и в установленной форме. Процедура его принятия не нарушена. Обратной силы ему не придавалось. Кроме того, оспариваемый закон области не является нормативно-правовым актом по вопросам защиты прав и свобод граждан, а также не устанавливает обязанность и административную ответственность граждан. Следовательно, Кировская область, как субъект Российской Федерации была вправе самостоятельно определять порядок вступления закона в силу.
Выслушав объяснения прокурора отдела прокуратуры Кировской области Н., представителя Законодательного Собрания Кировской области П., исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

11 апреля 2011 года Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации принят Федеральный закон № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Пунктом 17 статьи 3 названного Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая вступила в силу с 01.07.2012, внесены изменения в статью 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в соответствии с которыми перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы и, следовательно, в пределах своей компетенции, Законодательным Собранием Кировской области 28 июня 2012 года был принят Закон Кировской области № 164-ЗО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств".
Форма нормативного правового акта соответствует требованиям статьи 27.13 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Процедура принятия, обнародования и вступления в силу законов Кировской области установлена Уставом Кировской области.
Иного закона Кировской области, устанавливающего порядок принятия, обнародования и вступления в силу законов Кировской области не имеется.
Судом установлено, что проект закона "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" был внесен в Законодательное Собрание Кировской области 12 мая 2012 года Губернатором Кировской области.
Закон Кировской области от 3 июля 2012 года № 164-ЗО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" принят Законодательным Собранием Кировской области 28 июня 2012 года (постановление от 28 июня 2012 года № 15/146).
В срок, установленный частью 1 статьи 50 Устава Кировской области - 10 дней, Законодательное Собрание направило принятый закон области Губернатору Кировской области.
Губернатором Кировской области закон подписан 3 июля 2012 года.
Закон области опубликован в газете "Вести. Киров" 5 июля 2012 года, которая в соответствии с Указом Губернатора Кировской области от 5 мая 2012 года № 56 определена источником официального опубликования законов Кировской области.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что процедура принятия оспариваемого закона области, предусмотренная Уставом Кировской области, полностью соблюдена.
Согласно части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии с частью 5 статьи 8 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования, закон субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее, чем через десять дней после их официального опубликования.
Часть 3 статья 51 Устава Кировской области по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина содержит аналогичную норму.
По смыслу данных норм, содержащиеся в них положения предусматривают специальный порядок вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регламентирующих непосредственно вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод человека и гражданина как предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации установлен п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Таким образом, предусмотренное п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ правило о вступлении в силу через десять дней после официального опубликования применимо к тем законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, которые приняты органами государственной власти данных субъектов непосредственно в целях нормативного регулирования вопросов, закрепленных п. "б" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации.
Предметом регулирования оспариваемого Закона области (статья 1) является установление порядка действий органов исполнительной власти Кировской области и уполномоченных ими организаций по перемещению, хранению и возврату уже задержанного должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации транспортного средства.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что Закон не регулирует вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина и таких положений не содержит.
Следовательно, утверждение заявителя о противоречии статьи 7 Закона Кировской области № 164-ЗО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" части 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и части 3 статьи 51 Устава Кировской области является ошибочным.
Также суд приходит к выводу о необоснованности утверждения заявителя о противоречии оспариваемой нормы пункту "в" части 2 статьи 52 Устава Кировской области, которым установлено, что законам и иным нормативным правовым актам, принимаемым (издаваемым) на территории области, не может быть придана обратная сила, если они устанавливают обязанности граждан и юридических лиц.
В статье 7 закона области, которая оспаривается заявителем, установлено, что он вступает в силу с 1 июля 2012 года.
При этом следует учитывать, что опубликование данного Закона 05 июля 2012 года, вышеуказанное положение не придает ему обратную силу, поскольку не содержит прямого указание на это.
Кроме того, суд исходит из того, что Закон Кировской области № 164-ЗО "О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" не мог быть применен и не применялся с 1 по 5 июля 2012 года в отсутствие перечня организаций, имеющих специализированные стоянки, утверждаемого уполномоченным Правительством Кировской области органом исполнительной власти Кировской области, как того требует часть 2 статьи 3 закона области, а также утвержденной Правительством Кировской области формы акта приема-передачи задержанного транспортного средства (часть 3 статьи 3 закона области).
Указанные правовые акты приняты соответственно - постановлением Правительства Кировской области от 18 сентября 1012 года № 171/535 и решением правления региональной службы по тарифам Кировской области от 10 августа 2012 года № 33/1.
Следовательно, в период с 1 по 5 июля 2012 года не могли затрагиваться и нарушаться права граждан.
В соответствии с пунктом 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Учитывая, что оспариваемые положения Закона вынесены в пределах полномочий, с соблюдением установленного порядка принятия, и в соответствии с требованиями федерального законодательства и Устава Кировской области оснований для признания их незаконными не имеется.
С учетом изложенного, суд находит заявление заместителя прокурора Кировской области необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении заявления заместителя прокурора Кировской области о признании противоречащей федеральному законодательству, Уставу Кировской области и недействующей статьи 7 Закона Кировской области от 03.07.2012 № 164-ЗО "О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Вступило в законную силу 22 мая 2013 г.


------------------------------------------------------------------