Решение Омутнинской районной Думы Кировской области от 06.02.2013 N 2 "О Правилах депутатской этики в Омутнинской районной Думе"
ОМУТНИНСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. № 2
О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ В ОМУТНИНСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЕ
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Уставом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, Регламентом Омутнинской районной Думы Омутнинская районная Дума решила:
1. Утвердить Правила депутатской этики в Омутнинской районной Думе. Прилагаются.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике.
3. Опубликовать настоящее решение в Сборнике основных муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.
Глава
Омутнинского района
Кировской области
В.Л.ДРУЖЕНЬКОВ
Утверждены
решением
Омутнинской районной Думы
Кировской области
от 6 февраля 2013 г. № 2
ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ В ОМУТНИНСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЕ
Настоящие Правила депутатской этики в Омутнинской районной Думе (далее - Правила) определяют моральные и нравственные нормы поведения депутатов Омутнинской районной Думы (далее - депутат, депутаты) при осуществлении ими своих полномочий в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее - Устав), Регламентом Омутнинской районной Думы (далее - Регламент), другими муниципальными правовыми актами.
1. Общие положения
1.1. Депутатская этика - совокупность норм поведения депутата по отношению к установленным законами правам и обязанностям, к другим депутатам, избирателям и иным лицам как в рамках заседаний, так и вне их.
Моральными и нравственными критериями поведения депутата должны служить идеалы гуманизма, справедливости и порядочности.
1.2. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, законами Кировской области, Уставом, Регламентом и настоящими Правилами, а также общепризнанными нормами морали и нравственности.
1.3. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать представляемых им избирателей, Омутнинскую районную Думу.
1.4. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия и толерантности.
Депутат должен учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений. Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов, оскорблений.
1.5. В случае нарушения депутатом Правил депутатской этики к нему могут применяться меры воздействия, предусмотренные Регламентом и настоящими Правилами.
2. Правила депутатской этики на заседаниях
2.1. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях Думы, заседаниях постоянных депутатских комиссий, рабочих групп, Совета Думы, членом которых он является, иных мероприятиях Думы.
2.2. Одежда депутата должна соответствовать деловому стилю.
2.3. Отсутствие депутата на заседаниях, опоздание на них допускаются только по уважительным причинам.
К уважительным причинам относятся: болезнь, командировка, отпуск за пределами территории района, семейные обстоятельства, производственная необходимость.
Об отсутствии на заседаниях, опоздании и их причинах депутат обязан заблаговременно уведомить председателя Думы или заместителя председателя Думы, председателя соответствующей постоянной депутатской комиссии, рабочей группы.
2.4. Депутаты должны подчиняться порядку работы Думы, установленному Регламентом, выполнять распоряжения председательствующего, касающиеся соблюдения Регламента и настоящих Правил.
2.5. Выступления на заседаниях Думы или комиссий допускаются только с разрешения председательствующего.
Не допускаются выступления без предоставления слова, выступления не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня, выкрики, прерывания выступающего.
2.6. Выступающий на заседании Думы или комиссии депутат не должен превышать время, отведенное для выступления, и отклоняться от обсуждаемого вопроса.
Если выступающий депутат превысил отведенное ему для выступления время, председательствующий прерывает его и выясняет, сколько времени выступающему нужно для продолжения выступления.
По предложению председательствующего время, необходимое для окончания выступления, продлевается с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании Думы или постоянной депутатской комиссии.
В случае отклонения выступающего депутата от темы обсуждаемого вопроса председательствующий предупреждает его и предлагает вернуться к обсуждаемому вопросу.
В случае повторного нарушения указанного правила председательствующий лишает выступающего депутата права на выступление по обсуждаемому вопросу.
2.7. Уход из зала заседания в знак протеста является нарушением настоящих Правил.
3. Формы обращения депутатов
3.1. Участвуя в заседаниях Думы, депутатских слушаниях, в работе комиссий и рабочих групп, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам и иным лицам, присутствующим на заседаниях.
3.2. На заседаниях Думы, комиссий и рабочих групп, депутатских слушаниях депутаты должны обращаться официально друг к другу, а также ко всем лицам, участвующим в работе заседаний.
4. Этика публичных выступлений депутатов
4.1. Депутат перед началом выступления должен продумать свою речь, чтобы она носила четкую направленность по существу предмета обсуждений.
4.2. Депутат, выступая на заседаниях Думы, депутатских слушаниях, в средствах массовой информации с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, обязан использовать только достоверные проверенные факты.
4.3. Выступающий на заседании, совещании депутат не вправе употреблять в своей речи грубые и оскорбительные выражения, допускать действия, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае употребления в публичных критических выступлениях непроверенных фактов депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы были затронуты этим выступлением.
4.4. Депутат может выступать от имени Думы, Совета Думы или постоянной депутатской комиссии лишь в случае, если он уполномочен выражать мнение этого органа.
4.5. Депутат вправе публично выступать вне Думы со своим личным мнением, специально оговорив при этом, что это его личное мнение.
Депутат, высказавший свое личное мнение, не может подвергаться за это какому-либо преследованию.
5. Взаимоотношения депутатов с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, должностными
лицами, общественными объединениями, иными организациями
5.1. Взаимоотношения депутатов при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, иными организациями строятся на основе делового и конструктивного общения.
5.2. Депутат не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, организациями и гражданами.
5.3. Депутат не вправе использовать свой депутатский статус для рекламы деятельности каких-либо организаций.
5.4. Депутат не имеет права использовать предоставленную ему органами местного самоуправления, органами государственной власти, должностными лицами официальную служебную информацию для личной выгоды.
5.5. Депутат не имеет права разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
а) касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Думы;
б) составляют государственную, коммерческую и иную тайну, охраняемую федеральными законами;
в) связаны с личной или семейной жизнью граждан, деловой репутацией и деятельностью юридических лиц и доверены депутату при условии их неразглашения.
6. Взаимоотношения депутата с избирателями
6.1. Депутат поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
Взаимоотношения депутата с избирателями строятся на основе взаимного уважения, вежливости, внимательного отношения депутата к обращениям граждан.
6.2. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей:
рассматривает поступившие обращения;
способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;
ведет личный прием граждан избирательного округа.
6.3. Депутат отчитывается перед избирателями, информируя о своей деятельности во время встреч с ними и через средства массовой информации.
Информация, предоставляемая депутатом, должна быть достоверной, объективной.
7. Порядок рассмотрения вопросов соблюдения настоящих Правил
7.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатами настоящих Правил, осуществляет постоянная депутатская комиссия по мандатам, регламенту и депутатской этике (далее - Комиссия) в течение 7 дней после обращения в нее с письменным заявлением:
а) депутата или группы депутатов;
б) должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления;
в) граждан.
7.2. Заседание Комиссии проводится открыто, если не будет принято иное решение.
7.3. Заявители и другие заинтересованные лица приглашаются на заседание Комиссии заранее. Им предоставляется возможность обосновать свое заявление и дать объяснения.
7.4. Депутат, в отношении которого рассматривается вопрос о нарушении настоящих Правил, вправе подать в Комиссию в письменном виде объяснения, представить документы, дать устные пояснения по существу вопроса.
В случае отказа депутата дать объяснение по существу вопроса, изложенного в заявлении, либо его неявки без уважительных причин на заседание Комиссия рассматривает заявление в его отсутствие и информирует депутата о принятом решении.
7.5. По ходатайству депутата или по решению Комиссии на заседание могут быть приглашены другие лица, располагающие необходимой информацией.
7.6. В случае подачи необоснованной жалобы, затрагивающей честь, достоинство, деловую репутацию депутата, он вправе защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.
7.7. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов членов, присутствующих на заседании Комиссии.
7.8. Комиссия принимает решение о наличии или об отсутствии в действиях депутата нарушений Правил депутатской этики.
7.9. В случае нарушения депутатом настоящих Правил вопрос о применении меры воздействия выносится Комиссией на рассмотрение районной Думы, где факты нарушения подлежат огласке.
7.10. При наличии в действиях депутата нарушений настоящих Правил Комиссия может применять следующие меры воздействия:
а) указать депутату на недопустимость нарушения настоящих Правил;
б) рекомендовать депутату принести публичные извинения;
в) объявить порицание депутату на заседании Думы;
г) рекомендовать председателю Думы не выплачивать депутату компенсации за ненадлежащее исполнение депутатских полномочий.
7.11. При повторном нарушении настоящих Правил решением районной Думы информируются избиратели округа депутата через средства массовой информации.
7.12. Результаты рассмотрения оформляются в виде заключения либо решения Комиссии, доводятся до сведения инициаторов рассмотрения.
7.13. Депутат, не согласный с решением Комиссии в отношении нарушений настоящих Правил, вправе обжаловать действия и требования Комиссии путем подачи соответствующей жалобы на имя председателя Думы.
Жалоба подлежит рассмотрению на ближайшем заседании Думы.
7.14. В случае несогласия депутата с обвинением его в нарушении настоящих Правил, совершении неэтичных действий он имеет право обратиться в постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике с просьбой дать оценку предъявленным ему обвинениям. Комиссия обязана дать такую оценку в месячный срок со дня обращения.
7.15. Депутат, в отношении которого допущены нарушения Правил депутатской этики, вправе потребовать от нарушителя публичного извинения.
В случае отказа принести извинения депутат вправе подать соответствующее заявление в постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике, а она обязана принять, рассмотреть его и дать соответствующую оценку.
7.16. Комиссия не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции судебных и правоохранительных органов.
------------------------------------------------------------------
ОМУТНИНСКАЯ РАЙОННАЯ ДУМА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. № 2
О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ В ОМУТНИНСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЕ
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", Уставом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области, Регламентом Омутнинской районной Думы Омутнинская районная Дума решила:
1. Утвердить Правила депутатской этики в Омутнинской районной Думе. Прилагаются.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике.
3. Опубликовать настоящее решение в Сборнике основных муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области.
Глава
Омутнинского района
Кировской области
В.Л.ДРУЖЕНЬКОВ
Утверждены
решением
Омутнинской районной Думы
Кировской области
от 6 февраля 2013 г. № 2
ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ В ОМУТНИНСКОЙ РАЙОННОЙ ДУМЕ
Настоящие Правила депутатской этики в Омутнинской районной Думе (далее - Правила) определяют моральные и нравственные нормы поведения депутатов Омутнинской районной Думы (далее - депутат, депутаты) при осуществлении ими своих полномочий в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования Омутнинский муниципальный район Кировской области (далее - Устав), Регламентом Омутнинской районной Думы (далее - Регламент), другими муниципальными правовыми актами.
1. Общие положения
1.1. Депутатская этика - совокупность норм поведения депутата по отношению к установленным законами правам и обязанностям, к другим депутатам, избирателям и иным лицам как в рамках заседаний, так и вне их.
Моральными и нравственными критериями поведения депутата должны служить идеалы гуманизма, справедливости и порядочности.
1.2. В своей деятельности депутат руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, законами Кировской области, Уставом, Регламентом и настоящими Правилами, а также общепризнанными нормами морали и нравственности.
1.3. Депутат должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать представляемых им избирателей, Омутнинскую районную Думу.
1.4. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия и толерантности.
Депутат должен учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений. Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов, оскорблений.
1.5. В случае нарушения депутатом Правил депутатской этики к нему могут применяться меры воздействия, предусмотренные Регламентом и настоящими Правилами.
2. Правила депутатской этики на заседаниях
2.1. Депутат обязан присутствовать на всех заседаниях Думы, заседаниях постоянных депутатских комиссий, рабочих групп, Совета Думы, членом которых он является, иных мероприятиях Думы.
2.2. Одежда депутата должна соответствовать деловому стилю.
2.3. Отсутствие депутата на заседаниях, опоздание на них допускаются только по уважительным причинам.
К уважительным причинам относятся: болезнь, командировка, отпуск за пределами территории района, семейные обстоятельства, производственная необходимость.
Об отсутствии на заседаниях, опоздании и их причинах депутат обязан заблаговременно уведомить председателя Думы или заместителя председателя Думы, председателя соответствующей постоянной депутатской комиссии, рабочей группы.
2.4. Депутаты должны подчиняться порядку работы Думы, установленному Регламентом, выполнять распоряжения председательствующего, касающиеся соблюдения Регламента и настоящих Правил.
2.5. Выступления на заседаниях Думы или комиссий допускаются только с разрешения председательствующего.
Не допускаются выступления без предоставления слова, выступления не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня, выкрики, прерывания выступающего.
2.6. Выступающий на заседании Думы или комиссии депутат не должен превышать время, отведенное для выступления, и отклоняться от обсуждаемого вопроса.
Если выступающий депутат превысил отведенное ему для выступления время, председательствующий прерывает его и выясняет, сколько времени выступающему нужно для продолжения выступления.
По предложению председательствующего время, необходимое для окончания выступления, продлевается с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании Думы или постоянной депутатской комиссии.
В случае отклонения выступающего депутата от темы обсуждаемого вопроса председательствующий предупреждает его и предлагает вернуться к обсуждаемому вопросу.
В случае повторного нарушения указанного правила председательствующий лишает выступающего депутата права на выступление по обсуждаемому вопросу.
2.7. Уход из зала заседания в знак протеста является нарушением настоящих Правил.
3. Формы обращения депутатов
3.1. Участвуя в заседаниях Думы, депутатских слушаниях, в работе комиссий и рабочих групп, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам и иным лицам, присутствующим на заседаниях.
3.2. На заседаниях Думы, комиссий и рабочих групп, депутатских слушаниях депутаты должны обращаться официально друг к другу, а также ко всем лицам, участвующим в работе заседаний.
4. Этика публичных выступлений депутатов
4.1. Депутат перед началом выступления должен продумать свою речь, чтобы она носила четкую направленность по существу предмета обсуждений.
4.2. Депутат, выступая на заседаниях Думы, депутатских слушаниях, в средствах массовой информации с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, обязан использовать только достоверные проверенные факты.
4.3. Выступающий на заседании, совещании депутат не вправе употреблять в своей речи грубые и оскорбительные выражения, допускать действия, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае употребления в публичных критических выступлениях непроверенных фактов депутат обязан публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы были затронуты этим выступлением.
4.4. Депутат может выступать от имени Думы, Совета Думы или постоянной депутатской комиссии лишь в случае, если он уполномочен выражать мнение этого органа.
4.5. Депутат вправе публично выступать вне Думы со своим личным мнением, специально оговорив при этом, что это его личное мнение.
Депутат, высказавший свое личное мнение, не может подвергаться за это какому-либо преследованию.
5. Взаимоотношения депутатов с органами государственной
власти, органами местного самоуправления, должностными
лицами, общественными объединениями, иными организациями
5.1. Взаимоотношения депутатов при взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, общественными объединениями, иными организациями строятся на основе делового и конструктивного общения.
5.2. Депутат не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, организациями и гражданами.
5.3. Депутат не вправе использовать свой депутатский статус для рекламы деятельности каких-либо организаций.
5.4. Депутат не имеет права использовать предоставленную ему органами местного самоуправления, органами государственной власти, должностными лицами официальную служебную информацию для личной выгоды.
5.5. Депутат не имеет права разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
а) касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Думы;
б) составляют государственную, коммерческую и иную тайну, охраняемую федеральными законами;
в) связаны с личной или семейной жизнью граждан, деловой репутацией и деятельностью юридических лиц и доверены депутату при условии их неразглашения.
6. Взаимоотношения депутата с избирателями
6.1. Депутат поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
Взаимоотношения депутата с избирателями строятся на основе взаимного уважения, вежливости, внимательного отношения депутата к обращениям граждан.
6.2. Депутат принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей:
рассматривает поступившие обращения;
способствует в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов;
ведет личный прием граждан избирательного округа.
6.3. Депутат отчитывается перед избирателями, информируя о своей деятельности во время встреч с ними и через средства массовой информации.
Информация, предоставляемая депутатом, должна быть достоверной, объективной.
7. Порядок рассмотрения вопросов соблюдения настоящих Правил
7.1. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатами настоящих Правил, осуществляет постоянная депутатская комиссия по мандатам, регламенту и депутатской этике (далее - Комиссия) в течение 7 дней после обращения в нее с письменным заявлением:
а) депутата или группы депутатов;
б) должностного лица органа государственной власти или местного самоуправления;
в) граждан.
7.2. Заседание Комиссии проводится открыто, если не будет принято иное решение.
7.3. Заявители и другие заинтересованные лица приглашаются на заседание Комиссии заранее. Им предоставляется возможность обосновать свое заявление и дать объяснения.
7.4. Депутат, в отношении которого рассматривается вопрос о нарушении настоящих Правил, вправе подать в Комиссию в письменном виде объяснения, представить документы, дать устные пояснения по существу вопроса.
В случае отказа депутата дать объяснение по существу вопроса, изложенного в заявлении, либо его неявки без уважительных причин на заседание Комиссия рассматривает заявление в его отсутствие и информирует депутата о принятом решении.
7.5. По ходатайству депутата или по решению Комиссии на заседание могут быть приглашены другие лица, располагающие необходимой информацией.
7.6. В случае подачи необоснованной жалобы, затрагивающей честь, достоинство, деловую репутацию депутата, он вправе защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.
7.7. Решение Комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов членов, присутствующих на заседании Комиссии.
7.8. Комиссия принимает решение о наличии или об отсутствии в действиях депутата нарушений Правил депутатской этики.
7.9. В случае нарушения депутатом настоящих Правил вопрос о применении меры воздействия выносится Комиссией на рассмотрение районной Думы, где факты нарушения подлежат огласке.
7.10. При наличии в действиях депутата нарушений настоящих Правил Комиссия может применять следующие меры воздействия:
а) указать депутату на недопустимость нарушения настоящих Правил;
б) рекомендовать депутату принести публичные извинения;
в) объявить порицание депутату на заседании Думы;
г) рекомендовать председателю Думы не выплачивать депутату компенсации за ненадлежащее исполнение депутатских полномочий.
7.11. При повторном нарушении настоящих Правил решением районной Думы информируются избиратели округа депутата через средства массовой информации.
7.12. Результаты рассмотрения оформляются в виде заключения либо решения Комиссии, доводятся до сведения инициаторов рассмотрения.
7.13. Депутат, не согласный с решением Комиссии в отношении нарушений настоящих Правил, вправе обжаловать действия и требования Комиссии путем подачи соответствующей жалобы на имя председателя Думы.
Жалоба подлежит рассмотрению на ближайшем заседании Думы.
7.14. В случае несогласия депутата с обвинением его в нарушении настоящих Правил, совершении неэтичных действий он имеет право обратиться в постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике с просьбой дать оценку предъявленным ему обвинениям. Комиссия обязана дать такую оценку в месячный срок со дня обращения.
7.15. Депутат, в отношении которого допущены нарушения Правил депутатской этики, вправе потребовать от нарушителя публичного извинения.
В случае отказа принести извинения депутат вправе подать соответствующее заявление в постоянную депутатскую комиссию по мандатам, регламенту и депутатской этике, а она обязана принять, рассмотреть его и дать соответствующую оценку.
7.16. Комиссия не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции судебных и правоохранительных органов.
------------------------------------------------------------------