Решение Арбитражного суда Кировской области от 25.02.2013 по делу N А28-12307/2012-412/34 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 30.05.2012 N 3/5 "О внесении изменений и дополнений в "Генеральную схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Киров" на период 2009 - 2020 годов", утв. решением Кировской городской Думы от 25.02.2009 N 26/15" в части пункта 2 статьи 1>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 25 февраля 2013 г. по делу № А28-12307/2012-412/34

Резолютивная часть решения оглашена 20 февраля 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Агалаковой Н.В., судей Едоминой С.А., Хлюпиной Н.П. при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания Е. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Грейхаунд" (ИНН 4345009805, ОГРН 1034316545416) к Кировской городской Думе (место нахождения: 610000, г. Киров, ул. Воровского, д. 39) о признании недействующим решения от 30.05.2012 № 3/5 "О внесении изменений и дополнений в "Генеральную схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Киров" на период 2009 - 2020 годов", утвержденную решением Кировской городской Думы от 25.02.2009 № 26/15", при участии в судебном заседании представителей: заявителя - Т. по доверенности от 15.01.2013, Кировской городской Думы - П. по доверенности от 26.12.2012 № 43,

установил:


общество с ограниченной ответственностью "Грейхаунд" (далее - заявитель, общество, ООО "Грейхаунд") обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании недействительным пункта 2 статьи 1 решения Кировской городской Думы от 30.05.2012 № 3/5 "О внесении изменений и дополнений в "Генеральную схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Киров" на период 2009 - 2020 годов", утвержденную решением Кировской городской Думы от 25.02.2009 № 26/15" (далее - решение от 30.05.2012 № 3/5), которым установлено, что средства наружной рекламы и информации и их территориальное размещение должны соответствовать требованиям технических регламентов, а при отсутствии технических регламентов применяются требования, установленные строительными нормами и правилами, а также ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", в части, не противоречащей Федеральному закону от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе". Заявитель полагает, что обжалуемое решение не соответствует части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункту 4 статьи 7, статьям 14, 15, 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), статье 4, части 4 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон № 38-ФЗ), статье 4, части 1 статьи 46 Федерального закона от 24.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), статье 8 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 736 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ № 736), а также нарушает права и законные интересы общества как рекламораспространителя с использованием средств размещения наружной рекламы, незаконно возлагает обязанности по демонтажу рекламных конструкций. Представитель заявителя в судебном заседании настаивает на удовлетворении заявленных требований в полном объеме, подчеркивает, что принятым Кировской городской Думой решением от 30.05.2012 № 3/5 принятому для добровольного применения ГОСТ Р 52044-2003 придан статус нормативно-правового акта, затрагивающего права и свободы граждан и индивидуальных предпринимателей.
Представитель Кировской городской Думы в судебном заседании возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив представленные документы, суд установил следующее.
Решением от 30.05.2012 № 3/5 внесены изменения в "Генеральную схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Киров" на период 2009 - 2020 годов", утвержденную решением Кировской городской Думы от 25.02.2009 № 26/15, в том числе пунктом 2 статьи 1 решения от 30.05.2012 № 3/5 предусмотрена необходимость соответствия средств наружной рекламы и информации и их территориального размещения требованиям технических регламентов, при отсутствии технических регламентов применяются требования, установленные строительными нормами и правилами, а также ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", в части, не противоречащей Федеральному закону № 38-ФЗ.
Решение от 30.05.2012 № 3/5 опубликовано в газете "Наш город" № 49 (385) от 08.06.2012.
ООО "Грейхаунд" является собственником рекламных конструкций, в отношении которых прокурорами районов города Кирова в районные суды заявлены требования о демонтаже рекламных конструкций, которые установлены без соблюдения требований ГОСТ Р 52044-2003.
Полагая, что обжалуемым решением Кировской городской Думы изданному для добровольного применения ГОСТ Р 52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения" (далее - ГОСТ Р 52044-2003) придан статус нормативно-правового акта, обязательного для исполнения, заявитель обратился в Арбитражный суд с требованием о признании пункта 2 статьи 1 решения от 30.05.2012 № 3/5 недействующим.
Изложенные обстоятельства дела позволяют суду прийти к следующим выводам.
В соответствии с положениями части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанная проверка предусматривает выявление наличия оснований для принятия оспариваемого нормативного акта и для соблюдения процедуры его принятия, в том числе обязательных требований к порядку опубликования (обнародования) нормативного правового акта. Установление судом несоответствия оспариваемого акта требованиям нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, хотя бы по одному из указанных оснований влечет признание оспариваемого акта недействующим.
Из представленных в материалы дела документов следует, что решение от 30.05.2012 № 3/5 принято Кировской городской Думой во исполнение полномочий, предусмотренных пунктом 36 статьи 8 Устава муниципального образования "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 29.06.2005 № 42/19 (далее - Устав), пунктом 2.1.1 Положения о размещении средств наружной рекламы в муниципальном образовании "Город Киров", утвержденного решением Кировской городской Думы от 27.08.2008 № 19/24 (далее - Положение № 19/24).
Подпунктом "в" пункта 2.1.1 Положения № 19/24 предусмотрены полномочия Кировской городской Думы на утверждение генеральной схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Киров", определяющей соответствие размещения рекламной конструкции архитектурному облику сложившейся застройки, схеме территориального планирования или генеральному плану.
"Генеральная схема размещения средств наружной рекламы и информации на территории муниципального образования "Город Киров" на период 2009 - 2020 годов" утверждена решением Кировской городской Думы от 25.02.2009 № 26/15 (далее - Генеральная схема).
Решением от 30.05.2012 № 3/5 внесены изменения в Генеральную схему, в том числе пунктом 2 статьи 1 решения от 30.05.2012 № 3/5 предусмотрена необходимость соответствия средств наружной рекламы и информации и их территориального размещения требованиям технических регламентов, при отсутствии технических регламентов применяются требования, установленные строительными нормами и правилами, а также ГОСТ Р 52044-2003, в части, не противоречащей Федеральному закону № 38-ФЗ.
Требования к распространению наружной рекламы посредством использования рекламных конструкций установлены в статье 19 Федерального закона № 38-ФЗ.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.
Пунктом 3 части 4 статьи 5 Федерального закона № 38-ФЗ определено, что реклама не должна угрожать безопасности движения автомобильного транспорта.
В силу пункта 3 части 15 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
В соответствии с пунктом 4 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Статьей 2 Федерального закона № 184-ФЗ определено, что техническим регламентом является документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или федеральным законом, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
Технические регламенты, определяющие правила установки рекламных конструкций с точки зрения обеспечения безопасности дорожного движения, до настоящего времени не приняты.
В силу положений пункта 1.1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти в целях, определенных частью 1 статьи 6 Федерального закона № 184-ФЗ, в пределах своих полномочий вправе вносить в установленном порядке с учетом определенных настоящей статьей особенностей изменения в нормативные правовые акты Российской Федерации, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, федеральные органы исполнительной власти - в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, применяемые до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу Федерального закона № 184-ФЗ впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.01.2004 № 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены частью 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ.
Поскольку ГОСТ Р 52044-2003 принят 22.04.2003, то есть до 01.07.2003, а соответствующий технический регламент до настоящего времени не разработан и не утвержден, следовательно, исполнение требований указанного ГОСТ Р в рассматриваемом случае является обязательным в силу направленности его норм на обеспечение безопасности дорожного движения, то есть имеющего целью охрану жизни и здоровья граждан.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области безопасности дорожного движения сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.
Требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения установлены ГОСТ Р 52044-2003.
Согласно пункту 4.2 ГОСТ Р 52044-2003 наружная реклама не должна ограничивать видимость, мешать восприятию водителем дорожной обстановки или эксплуатации транспортного средства.
Разделом 6 ГОСТ Р 52044-2003 установлены правила размещения средств наружной рекламы.

Довод заявителя о том, что изменение № 2 ГОСТ Р 52044-2003 утверждено приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24.03.2009 № 117-ст для добровольного применения, не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения от 30.05.2012 № 4/5, поскольку последнее не изменяет содержания, целей и оснований применения предусмотренных ГОСТ Р 52044-2003 правил размещения средств наружной рекламы, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения и в том числе защиты жизни или здоровья граждан.
По смыслу части 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ для обязательного применения установленных нормативными документами федеральных органов исполнительной власти требований юридически значимыми являются именно цели регулирования указанных нормативных документов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" задачами данного Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что нормативные акты, направленные по своему содержанию на обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, даже при отсутствии прямого указания на это в тексте нормативного документа имеют своей целью защиту жизни и здоровья граждан, а потому являются обязательными для применения.
Внесение изменений в раздел ГОСТ Р 52044-2003 "Область применения", указывающих на добровольность соблюдения данных технических норм, не может быть расценено как отменяющее необходимость соблюдения указанных в ГОСТ Р 52044-2003 технических норм при размещении средств наружной рекламы на автомобильных дорогах.
Указание Кировской городской Думой в обжалуемом решении от 30.05.2012 № 4/5 о необходимости соответствия средств наружной рекламы и информации и их территориального размещения применительно к техническим регламентам, а при отсутствии технических регламентов требованиям, установленным строительными нормами и правилами, а также ГОСТ Р 52044-2003, не придает ГОСТ Р 52044-2003 характер нормативного-правового акта, затрагивающего права и свободы, обязательного к применению, поскольку содержащиеся в ГОСТ Р 52044-2003 технические нормы применяются независимо от обжалуемого решения Кировской городской Думы.
Учитывая изложенное, суд находит ошибочным довод заявителя о противоречии обжалуемого решения Кировской городской Думы требованиям части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации, пункту 4 статьи 7, статьям 14, 15, 16 Федерального закона № 131-ФЗ, статье 4, части 4 статьи 19 Федерального закона № 38-ФЗ, статье 4, части 1 статьи 46 Федерального закона № 184-ФЗ, статье 8 Указа № 736.
При таких обстоятельствах в удовлетворении требований заявителю следует отказать.
В соответствии с положениями части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь положениями статей 167 - 170, 176, 180, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

в удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "Грейхаунд" (ИНН 4345009805, ОГРН 1034316545416) о признании недействующим решения Кировской городской Думы от 30.05.2012 № 3/5 "О внесении изменений и дополнений в "Генеральную схему размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "Город Киров" на период 2009 - 2020 годов", утвержденную решением Кировской городской Думы от 25.02.2009 № 26/15" в части пункта 2 статьи 1 отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
На решение суда по делу об оспаривании нормативного акта может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу.
Кассационная жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Председательствующий
Н.В.АГАЛАКОВА

Судьи
С.А.ЕДОМИНА
Н.П.ХЛЮПИНА


------------------------------------------------------------------