Постановление администрации Даровского района Кировской области от 14.08.2013 N 636 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ в муниципальном образовании Даровской муниципальный район Кировской области"
АДМИНИСТРАЦИЯ ДАРОВСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. № 636
О РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и со статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях совершенствования программно-целевого планирования администрация Даровского района Кировской области постановляет:
1. Утвердить Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области. Прилагается.
2. Утвердить Методические указания по разработке муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области. Прилагается.
3. Установить переходный период с 01.01.2014 до 01.01.2016.
4. В переходный период в муниципальные программы наряду с подпрограммами включать действующие по состоянию на 01.01.2014 долгосрочные муниципальные целевые программы.
5. Отделу по экономике и прогнозированию развития территории района администрации Даровского района осуществлять методическое руководство и координацию деятельности органов местного самоуправления по разработке, утверждению и реализации муниципальных программ.
6. Опубликовать постановление в Сборнике основных муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на заведующую отделом по экономике и прогнозированию развития территории района администрации Даровского района Кировской области Ренжину Е.А.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Даровского района
Кировской области
О.Ю.ЕЛЬКИН
Утвержден
постановлением
администрации
Даровского района
Кировской области
от 14 августа 2013 г. № 636
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящий Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - Порядок) определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - муниципальные программы), а также осуществление контроля за ходом их реализации.
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия:
муниципальная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), обеспечивающих в рамках реализации муниципальных полномочий и функций достижение приоритетов и целей в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - Даровской район);
субъекты бюджетного планирования - главные распорядители бюджетных средств, имеющие право на получение средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Даровского района на очередной финансовый год и плановый период;
ответственный исполнитель - главный распорядитель средств районного бюджета, определенный в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы в перечне муниципальных программ;
соисполнитель - главный распорядитель средств районного бюджета, иные структурные подразделения администрации Даровского района, муниципальные учреждения, иные органы, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы;
цель муниципальной программы - ожидаемый конечный результат в соответствующей сфере социально-экономического развития Даровского района, достижимый посредством реализации муниципальной программы за период ее реализации;
задача муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных мероприятий или осуществление муниципальных полномочий и функций, направленных на достижение цели (целей) муниципальной программы;
мероприятие муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
целевой показатель эффективности реализации муниципальной программы - количественно и (или) в отдельных случаях качественно выраженная характеристика достижения цели (целей) и (или) решения задачи (задач), реализации мероприятий муниципальной программы;
ожидаемый конечный результат реализации муниципальной программы - характеризуемое количественными и (или) качественными показателями состояние (изменение состояния) сферы социально-экономического развития Даровского района по итогам реализации муниципальной программы;
мониторинг реализации муниципальных программ - анализ хода исполнения мероприятий муниципальных программ.
Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
1.3. Муниципальная программа разрабатывается исходя из выполнения муниципальных полномочий и функций органами местного самоуправления с учетом приоритетов социально-экономического развития Даровского района.
1.4. Муниципальная программа может включать в себя ведомственные целевые программы, муниципальные целевые программы, подпрограммы, отдельные мероприятия структурных подразделений администрации Даровского района.
Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы.
Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
1.5. Срок реализации муниципальной программы определяется ответственным исполнителем на стадии ее разработки и должен быть не менее трех лет.
Срок реализации входящих в муниципальную программу подпрограмм, ведомственных целевых программ, а также отдельных мероприятий структурных подразделений администрации Даровского района должен быть не более срока реализации муниципальной программы в целом.
1.6. Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждаются постановлением администрации Даровского района не позднее 25 сентября года, предшествующего планируемому.
Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Даровской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
2. Основание и этапы разработки муниципальной программы.
2.1. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ. Перечень муниципальных программ утверждается постановлением администрации Даровского района.
Структурные подразделения администрации Даровского района представляют в отдел по экономике и прогнозированию развития территории района администрации Даровского района (далее - отдел по экономике) предложения по разработке муниципальных программ для формирования перечня муниципальных программ в срок до 15 июня года, предшествующего планируемому.
На основании представленных предложений структурных подразделений администрации Даровского района отделом по экономике вносятся изменения в перечень муниципальных программ в срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому.
2.2. Перечень муниципальных программ содержит:
наименование муниципальных программ;
наименование ответственных исполнителей муниципальных программ;
соисполнителей;
основные направления реализации муниципальных программ.
2.3. Разработка проекта муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителем в соответствии с перечнем муниципальных программ.
2.4. Проект муниципальной программы направляется ответственным исполнителем в отдел по экономике в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому.
2.5. Отдел по экономике в течение 10 календарных дней оценивает проект муниципальной программы и готовит заключение по следующим направлениям:
соблюдение требований к содержанию муниципальных программ;
соответствие целей и задач муниципальной программы приоритетам социально-экономического развития муниципального образования;
соответствие мероприятий муниципальной программы заявленным целям и задачам;
соответствие показателей эффективности реализации муниципальной программы заявленным целям;
наличие источников получения информации о количественных значениях показателей эффективности реализации муниципальной программы (статистической отчетности, ведомственной отчетности, опросов, расчетов и др.).
2.6. Финансовое управление администрации Даровского района (далее - финансовое управление) после положительного заключения отдела по экономике в течение 10 календарных дней оценивает проект муниципальной программы и готовит заключение на обоснованность планируемых объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы.
2.7. Проект муниципальной программы, согласованный с отделом по экономике и финансовым управлением, направляется ответственным исполнителем не позднее 1 сентября в контрольно-счетную комиссию Даровского района Кировской области (далее - контрольно-счетная комиссия) и выносится на общественное обсуждение.
3. Общественные обсуждения проектов муниципальных программ.
3.1. Общественные обсуждения проектов муниципальных программ (далее - общественные обсуждения) проводятся в целях обеспечения открытости для общества информации о планируемом изменении состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования вследствие реализации муниципальных программ в данной сфере.
3.2. Общественное обсуждение проектов муниципальных программ осуществляется путем размещения их на официальном сайте муниципального образования. Срок общественных обсуждений составляет не менее 15 календарных дней.
Проекты муниципальных программ подлежат размещению ответственными исполнителями на официальном сайте муниципального образования и должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Вместе с проектами муниципальных программ размещается информация о порядке представления предложений и замечаний по проектам муниципальных программ.
3.3. В общественном обсуждении вправе участвовать общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории муниципального образования, а также жители муниципального образования.
3.4. Предложения и замечания, поступившие в результате общественных обсуждений, учитываются (при их обоснованности) ответственными исполнителями при доработке проектов муниципальных программ и включаются в пояснительные записки к проектам постановлений об утверждении муниципальных программ.
4. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ.
4.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет бюджетных средств районного бюджета, предусмотренных решением Даровской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, привлеченных средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
4.2. Основанием для подготовки проекта о внесении изменений в бюджет муниципального образования является внесение изменений в муниципальные программы.
4.3. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом, регулирующим порядок составления проекта бюджета муниципального образования, и с методикой планирования бюджетных ассигнований.
5. Управление и контроль реализации муниципальных программ.
5.1. Текущее управление и контроль реализации муниципальных программ осуществляются ответственным исполнителем совместно с соисполнителем.
5.2. В целях управления реализацией муниципальной программы ответственным исполнителем может быть разработан план реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период, не включающий мероприятия областных и ведомственных целевых программ.
План реализации муниципальной программы разрабатывается согласно приложению № 1.
5.3. План реализации муниципальной программы согласовывается с отделом по экономике, управлением финансов и утверждается правовым актом ответственного исполнителя.
5.4. В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с отделом по экономике, управлением финансов принимать решение о внесении изменений в план реализации муниципальной программы.
В случае если изменения, внесенные в план реализации муниципальной программы, не оказывают влияния на основные параметры муниципальной программы, внесение изменений в муниципальную программу не требуется.
5.5. В целях контроля за реализацией муниципальных программ отделом по экономике и финансовым управлением на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации муниципальных программ.
5.6. Ответственные исполнители муниципальных программ представляют в отдел по экономике:
5.6.1. Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о ходе реализации муниципальных программ (далее - отчет) согласно приложению № 2.
5.6.2. Годовой отчет и оценку эффективности соответствующих муниципальных программ в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Годовой отчет содержит:
отчет об исполнении плана реализации муниципальной программы (при наличии) с отражением мероприятий, выполненных и невыполненных (с указанием причин), согласно приложению № 2;
сведения о достижении целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы с обоснованием отклонений по показателям, плановые значения по которым не достигнуты, согласно приложению № 3;
информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу согласно приложению № 4;
предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной программы, об изменении и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом.
5.7. Финансовое управление ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в отдел по экономике информацию о кассовых расходах бюджета района на реализацию муниципальных программ.
5.8. Отдел по экономике ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, с учетом информации финансового управления готовит сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, который содержит:
сведения о выполнении основных показателей эффективности реализации муниципальных программ за отчетный период;
информацию о расходах на реализацию муниципальной программы;
предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется в соответствии с методикой, изложенной в приложении № 5 к настоящему порядку.
Сводный годовой отчет размещается отделом по экономике на официальном сайте муниципального образования.
Приложение № 1
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
План
реализации муниципальной программы
_____________________________________________
(наименование муниципальной программы)
Наименование мероприятия
Исполнитель мероприятия
Срок реализации мероприятия
Источники финансирования
Финансирование (тыс. рублей)
Ожидаемый непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы (краткое описание) <*>
начало реализации мероприятия
окончание реализации мероприятия
очередной финансовый год
первый год планового периода
второй год планового периода
Мероприятие 1
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
Мероприятие 2
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
--------------------------------
<*> Непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы - описание работы, выполненной в рамках мероприятия, информация о мощностях объектов, введенных в результате реализации мероприятия, и (или) результат реализации соответствующего мероприятия.
Приложение № 2
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
Отчет
об исполнении плана реализации муниципальной программы
за ____________ 20___ года <*>
_____________________________________________
(наименование муниципальной программы)
Наименование мероприятия
Исполнитель мероприятия
Срок реализации мероприятия
Источники финансирования
Финансирование (тыс. рублей)
Ожидаемый непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы (краткое описание) <**>
начало реализации мероприяти, план/факт
окончание реализации мероприятия, план/факт
план
факт (кассовые расходы)
Мероприятие 1
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
Мероприятие 2
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
--------------------------------
<*> Нарастающим итогом с начала финансового года.
<**> Непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы - описание работы, выполненной в рамках мероприятия, информация о мощностях объектов, введенных в результате реализации мероприятия, и (или) результат реализации соответствующего мероприятия.
Приложение № 3
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
(годовая)
Сведения о достижении показателей эффективности
реализации муниципальной программы
№ п/п
Вид программы, наименование показателя
Единица измерения
Значение показателей
Обоснование отклонений значений показателя на конец отчетного года (при наличии)
год, предшествующий отчетному <*>
отчетный год
план
факт
Муниципальная программа
Показатель
Подпрограмма
Показатель
Ведомственная целевая программа
Показатель
Отдельное мероприятие
Показатель
--------------------------------
<*> Приводится фактическое значение показателя за год, предшествующий
отчетному.
Приложение № 4
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
Сведения
о внесенных в муниципальную программу изменениях
по состоянию на ________________________
Наименование муниципальной программы __________________________________
№ п/п
Вид нормативного правового акта
Дата принятия
Номер
Суть изменений (краткое изложение)
Приложение № 5
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ)
ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ДАРОВСКОГО РАЙОНА
Оценка эффективности реализации программы
Уровень использования финансовых средств
Качественная оценка выполнения показателей эффективности
Эффективна, целесообразна к финансированию
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 1, но больше 0,5
Показатели эффективности выполнены в полном объеме
Эффективна, целесообразна к финансированию, но требует корректировки в части сокращения объемов финансирования
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 0,5
Эффективна, целесообразна к финансированию, но требует корректировки показателей эффективности
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 1, но больше 0,5
Показатели эффективности выполнены не в полном объеме
Эффективна, целесообразна к финансированию, но требует корректировки показателей эффективности и сокращения объемов финансирования
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 0,5
Неэффективна, требует досрочного прекращения ее реализации
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 1, но больше 0,5
Не выполнены половина и более половины показателей эффективности
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 0,5
Утверждены
постановлением
администрации
Даровского района
Кировской области
от 14 августа 2013 г. № 636
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения.
1.1. Методические указания по разработке муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - Методические указания) определяют требования к структуре и содержанию разделов муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - муниципальные программы).
1.2. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации ведомственных целевых программ, включенных в муниципальные программы, устанавливаются соответствующими муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - администрация Даровского района).
2. Структура муниципальных программ.
Муниципальная программа имеет следующую структуру:
2.1. Паспорт муниципальной программы согласно приложению № 1 к Методическим указаниям.
2.2. Текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы;
обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы;
основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
ресурсное обеспечение муниципальной программы;
анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками;
методика оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы.
Требования к структуре и содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к структуре и содержанию муниципальной программы.
3. Требования по заполнению паспорта муниципальной программы.
3.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается согласно утвержденной форме.
3.2. Ответственный исполнитель и соисполнитель муниципальной программы определяются на основании утвержденного постановлением администрации Даровского района перечня муниципальных программ.
3.3. Цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, а также сроки и этапы реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний.
3.5. Объем финансирования муниципальной программы включает в себя общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы в целом, а также по источникам финансирования.
Объем финансирования указывается в тысячах рублей с одним знаком после запятой.
3.6. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы указываются в виде качественной и (или) количественной характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений), вызванных реализацией муниципальной программы, сроков их достижения.
4. Требования к содержанию разделов муниципальной программы.
4.1. Требования к разделу "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития".
Предусматривается описание (анализ) текущего состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать качественную и количественную характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы должен определять тенденции (направления) ее развития в целях решения основных проблем, отраженных в данном разделе муниципальной программы.
4.2. Требования к разделу "Приоритеты политики муниципального образования в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы".
4.2.1. Приоритеты политики муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы определяются исходя из программы социально-экономического развития муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области.
В разделе должна быть отражена информация о нормативных правовых актах Российской Федерации, Кировской области, муниципальных правовых актах, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
4.2.2. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам политики муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, соответствовать сфере реализации муниципальной программы, измеримой (достижение цели можно проверить), цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы.
4.2.3. Задачи муниципальной программы определяют конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных полномочий и функций в рамках достижения цели (целей) муниципальной программы.
4.2.4. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы должны количественно и (или) в отдельных случаях качественно характеризовать ход ее реализации, достижение целей и решение задач муниципальной программы, а именно:
отражать специфику развития соответствующей сферы социально-экономического развития, непосредственно зависеть от решения основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
иметь запланированные по годам количественные значения и (или) качественные характеристики;
определяться на основе данных статистического наблюдения, рассчитываться по утвержденным методикам либо расчетным путем;
определяться с учетом показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
должны быть увязаны с показателями подпрограмм, ведомственных целевых программ, входящих в состав муниципальной программы.
Если целевой показатель эффективности реализации муниципальной программы определяется на основании данных официальной статистики, необходимо дать ссылку на соответствующую форму отчетности, если является расчетным, то в данном разделе приводится методика его расчета.
4.2.5. Сроки и этапы реализации муниципальной программы определяются ответственным исполнителем с учетом необходимости в последовательности решения задач муниципальной программы, достижения определенных результатов. Для каждого из этапов определяются промежуточные результаты - целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, которые должны быть увязаны с целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы по годам ее реализации и ожидаемыми конечными результатами реализации муниципальной программы.
4.3. Требования к разделу "Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы".
Включает перечень и описание подпрограмм, ведомственных целевых программ, отдельных мероприятий, не входящих в подпрограммы и ведомственные целевые программы (при их наличии), посредством которых осуществляется реализация муниципальной программы.
4.4. Требования к разделу "Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы".
Отражают основные положения и сроки принятия необходимых нормативных правовых актов в соответствующей сфере, направленных на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы.
4.5. Требования к разделу "Ресурсное обеспечение муниципальной программы".
Данный раздел включает обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования (средств федерального, областного, бюджета муниципального образования и внебюджетных источников), и направления финансирования мероприятий муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы.
Объем финансирования муниципальной программы рассчитывается в действующих ценах каждого года с применением индексов-дефляторов, предоставляемых в установленном порядке Министерством экономического развития Российской Федерации.
4.6. Требования к разделу "Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками".
Данный раздел предусматривает качественную и (или) количественную оценку факторов рисков (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от участников муниципальной программы и негативно влияющих на основные параметры муниципальной программы), предложения по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
4.7. Требования к разделу "Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы".
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, сравнении фактических сроков реализации мероприятий с запланированными.
В данном разделе должна быть отражена четкая взаимосвязь между целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы и предусмотренными этой муниципальной программой целями и задачами, а также показателями эффективности реализации подпрограмм и ведомственных целевых программ, входящих в муниципальную программу.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы должна учитывать оценку эффективности реализации подпрограмм муниципальной программы и ведомственных целевых программ, входящих в муниципальную программу.
Методика оценки эффективности может включать также описание критериев эффективности (экономических, бюджетных и социальных):
критерии экономической эффективности учитывают оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие муниципального образования, оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики муниципального образования;
критерии бюджетной эффективности учитывают оценку вклада муниципальной программы в наполнение бюджета муниципального образования;
критерии социальной эффективности учитывают ожидаемый вклад реализации муниципальной программы в социальное развитие муниципального образования.
Приложение № 1
к Методическим указаниям
по разработке, реализации и оценке
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
ПАСПОРТ
муниципальной программы
____________________________________________
(наименование программы)
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Соисполнители муниципальной программы
Наименование подпрограмм (при наличии)
Наименование ведомственных целевых программ (при наличии)
Цели муниципальной программы
Задачи муниципальной программы
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Объемы и источники финансирования муниципальной программы
Ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
------------------------------------------------------------------
АДМИНИСТРАЦИЯ ДАРОВСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 августа 2013 г. № 636
О РАЗРАБОТКЕ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и со статьями 7, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях совершенствования программно-целевого планирования администрация Даровского района Кировской области постановляет:
1. Утвердить Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области. Прилагается.
2. Утвердить Методические указания по разработке муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области. Прилагается.
3. Установить переходный период с 01.01.2014 до 01.01.2016.
4. В переходный период в муниципальные программы наряду с подпрограммами включать действующие по состоянию на 01.01.2014 долгосрочные муниципальные целевые программы.
5. Отделу по экономике и прогнозированию развития территории района администрации Даровского района осуществлять методическое руководство и координацию деятельности органов местного самоуправления по разработке, утверждению и реализации муниципальных программ.
6. Опубликовать постановление в Сборнике основных муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области.
7. Контроль за выполнением постановления возложить на заведующую отделом по экономике и прогнозированию развития территории района администрации Даровского района Кировской области Ренжину Е.А.
8. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Даровского района
Кировской области
О.Ю.ЕЛЬКИН
Утвержден
постановлением
администрации
Даровского района
Кировской области
от 14 августа 2013 г. № 636
ПОРЯДОК
РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Настоящий Порядок разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - Порядок) определяет правила разработки, реализации и оценки эффективности реализации муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - муниципальные программы), а также осуществление контроля за ходом их реализации.
1.2. В настоящем Порядке применяются следующие понятия:
муниципальная программа - система мероприятий (взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам), обеспечивающих в рамках реализации муниципальных полномочий и функций достижение приоритетов и целей в соответствующей сфере социально-экономического развития муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - Даровской район);
субъекты бюджетного планирования - главные распорядители бюджетных средств, имеющие право на получение средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета Даровского района на очередной финансовый год и плановый период;
ответственный исполнитель - главный распорядитель средств районного бюджета, определенный в качестве ответственного исполнителя муниципальной программы в перечне муниципальных программ;
соисполнитель - главный распорядитель средств районного бюджета, иные структурные подразделения администрации Даровского района, муниципальные учреждения, иные органы, участвующие в разработке, реализации и оценке эффективности реализации муниципальной программы;
цель муниципальной программы - ожидаемый конечный результат в соответствующей сфере социально-экономического развития Даровского района, достижимый посредством реализации муниципальной программы за период ее реализации;
задача муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных мероприятий или осуществление муниципальных полномочий и функций, направленных на достижение цели (целей) муниципальной программы;
мероприятие муниципальной программы - совокупность взаимосвязанных действий, направленных на решение соответствующей задачи;
целевой показатель эффективности реализации муниципальной программы - количественно и (или) в отдельных случаях качественно выраженная характеристика достижения цели (целей) и (или) решения задачи (задач), реализации мероприятий муниципальной программы;
ожидаемый конечный результат реализации муниципальной программы - характеризуемое количественными и (или) качественными показателями состояние (изменение состояния) сферы социально-экономического развития Даровского района по итогам реализации муниципальной программы;
мониторинг реализации муниципальных программ - анализ хода исполнения мероприятий муниципальных программ.
Мониторинг реализации муниципальной программы ориентирован на раннее предупреждение возникновения проблем и отклонений хода реализации муниципальной программы от запланированного.
1.3. Муниципальная программа разрабатывается исходя из выполнения муниципальных полномочий и функций органами местного самоуправления с учетом приоритетов социально-экономического развития Даровского района.
1.4. Муниципальная программа может включать в себя ведомственные целевые программы, муниципальные целевые программы, подпрограммы, отдельные мероприятия структурных подразделений администрации Даровского района.
Подпрограммы направлены на решение конкретных задач в рамках муниципальной программы.
Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач.
1.5. Срок реализации муниципальной программы определяется ответственным исполнителем на стадии ее разработки и должен быть не менее трех лет.
Срок реализации входящих в муниципальную программу подпрограмм, ведомственных целевых программ, а также отдельных мероприятий структурных подразделений администрации Даровского района должен быть не более срока реализации муниципальной программы в целом.
1.6. Муниципальные программы, предлагаемые к реализации начиная с очередного финансового года, утверждаются постановлением администрации Даровского района не позднее 25 сентября года, предшествующего планируемому.
Муниципальные программы подлежат приведению в соответствие с решением Даровской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период не позднее двух месяцев со дня вступления его в силу.
2. Основание и этапы разработки муниципальной программы.
2.1. Разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ. Перечень муниципальных программ утверждается постановлением администрации Даровского района.
Структурные подразделения администрации Даровского района представляют в отдел по экономике и прогнозированию развития территории района администрации Даровского района (далее - отдел по экономике) предложения по разработке муниципальных программ для формирования перечня муниципальных программ в срок до 15 июня года, предшествующего планируемому.
На основании представленных предложений структурных подразделений администрации Даровского района отделом по экономике вносятся изменения в перечень муниципальных программ в срок до 15 декабря года, предшествующего планируемому.
2.2. Перечень муниципальных программ содержит:
наименование муниципальных программ;
наименование ответственных исполнителей муниципальных программ;
соисполнителей;
основные направления реализации муниципальных программ.
2.3. Разработка проекта муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем совместно с соисполнителем в соответствии с перечнем муниципальных программ.
2.4. Проект муниципальной программы направляется ответственным исполнителем в отдел по экономике в срок до 1 августа года, предшествующего планируемому.
2.5. Отдел по экономике в течение 10 календарных дней оценивает проект муниципальной программы и готовит заключение по следующим направлениям:
соблюдение требований к содержанию муниципальных программ;
соответствие целей и задач муниципальной программы приоритетам социально-экономического развития муниципального образования;
соответствие мероприятий муниципальной программы заявленным целям и задачам;
соответствие показателей эффективности реализации муниципальной программы заявленным целям;
наличие источников получения информации о количественных значениях показателей эффективности реализации муниципальной программы (статистической отчетности, ведомственной отчетности, опросов, расчетов и др.).
2.6. Финансовое управление администрации Даровского района (далее - финансовое управление) после положительного заключения отдела по экономике в течение 10 календарных дней оценивает проект муниципальной программы и готовит заключение на обоснованность планируемых объемов финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы.
2.7. Проект муниципальной программы, согласованный с отделом по экономике и финансовым управлением, направляется ответственным исполнителем не позднее 1 сентября в контрольно-счетную комиссию Даровского района Кировской области (далее - контрольно-счетная комиссия) и выносится на общественное обсуждение.
3. Общественные обсуждения проектов муниципальных программ.
3.1. Общественные обсуждения проектов муниципальных программ (далее - общественные обсуждения) проводятся в целях обеспечения открытости для общества информации о планируемом изменении состояния соответствующей сферы социально-экономического развития муниципального образования вследствие реализации муниципальных программ в данной сфере.
3.2. Общественное обсуждение проектов муниципальных программ осуществляется путем размещения их на официальном сайте муниципального образования. Срок общественных обсуждений составляет не менее 15 календарных дней.
Проекты муниципальных программ подлежат размещению ответственными исполнителями на официальном сайте муниципального образования и должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления.
Вместе с проектами муниципальных программ размещается информация о порядке представления предложений и замечаний по проектам муниципальных программ.
3.3. В общественном обсуждении вправе участвовать общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, расположенные на территории муниципального образования, а также жители муниципального образования.
3.4. Предложения и замечания, поступившие в результате общественных обсуждений, учитываются (при их обоснованности) ответственными исполнителями при доработке проектов муниципальных программ и включаются в пояснительные записки к проектам постановлений об утверждении муниципальных программ.
4. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ.
4.1. Финансовое обеспечение реализации муниципальных программ осуществляется за счет бюджетных средств районного бюджета, предусмотренных решением Даровской районной Думы о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, привлеченных средств бюджетов различных уровней и внебюджетных источников.
4.2. Основанием для подготовки проекта о внесении изменений в бюджет муниципального образования является внесение изменений в муниципальные программы.
4.3. Планирование бюджетных ассигнований на реализацию муниципальных программ в очередном финансовом году и плановом периоде осуществляется в соответствии с муниципальным правовым актом, регулирующим порядок составления проекта бюджета муниципального образования, и с методикой планирования бюджетных ассигнований.
5. Управление и контроль реализации муниципальных программ.
5.1. Текущее управление и контроль реализации муниципальных программ осуществляются ответственным исполнителем совместно с соисполнителем.
5.2. В целях управления реализацией муниципальной программы ответственным исполнителем может быть разработан план реализации муниципальной программы на очередной финансовый год и плановый период, не включающий мероприятия областных и ведомственных целевых программ.
План реализации муниципальной программы разрабатывается согласно приложению № 1.
5.3. План реализации муниципальной программы согласовывается с отделом по экономике, управлением финансов и утверждается правовым актом ответственного исполнителя.
5.4. В процессе реализации муниципальной программы ответственный исполнитель вправе по согласованию с отделом по экономике, управлением финансов принимать решение о внесении изменений в план реализации муниципальной программы.
В случае если изменения, внесенные в план реализации муниципальной программы, не оказывают влияния на основные параметры муниципальной программы, внесение изменений в муниципальную программу не требуется.
5.5. В целях контроля за реализацией муниципальных программ отделом по экономике и финансовым управлением на постоянной основе осуществляется мониторинг реализации муниципальных программ.
5.6. Ответственные исполнители муниципальных программ представляют в отдел по экономике:
5.6.1. Ежеквартально, в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о ходе реализации муниципальных программ (далее - отчет) согласно приложению № 2.
5.6.2. Годовой отчет и оценку эффективности соответствующих муниципальных программ в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
Годовой отчет содержит:
отчет об исполнении плана реализации муниципальной программы (при наличии) с отражением мероприятий, выполненных и невыполненных (с указанием причин), согласно приложению № 2;
сведения о достижении целевых показателей эффективности реализации муниципальной программы с обоснованием отклонений по показателям, плановые значения по которым не достигнуты, согласно приложению № 3;
информацию о внесенных ответственным исполнителем изменениях в муниципальную программу согласно приложению № 4;
предложения об изменении форм и методов управления реализацией муниципальной программы, об изменении и (или) досрочном прекращении отдельных мероприятий или муниципальной программы в целом.
5.7. Финансовое управление ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представляет в отдел по экономике информацию о кассовых расходах бюджета района на реализацию муниципальных программ.
5.8. Отдел по экономике ежегодно, до 1 апреля года, следующего за отчетным, с учетом информации финансового управления готовит сводный годовой отчет о ходе реализации и оценке эффективности реализации муниципальных программ, который содержит:
сведения о выполнении основных показателей эффективности реализации муниципальных программ за отчетный период;
информацию о расходах на реализацию муниципальной программы;
предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы.
Оценка эффективности реализации программы осуществляется в соответствии с методикой, изложенной в приложении № 5 к настоящему порядку.
Сводный годовой отчет размещается отделом по экономике на официальном сайте муниципального образования.
Приложение № 1
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
План
реализации муниципальной программы
_____________________________________________
(наименование муниципальной программы)
Наименование мероприятия
Исполнитель мероприятия
Срок реализации мероприятия
Источники финансирования
Финансирование (тыс. рублей)
Ожидаемый непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы (краткое описание) <*>
начало реализации мероприятия
окончание реализации мероприятия
очередной финансовый год
первый год планового периода
второй год планового периода
Мероприятие 1
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
Мероприятие 2
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
--------------------------------
<*> Непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы - описание работы, выполненной в рамках мероприятия, информация о мощностях объектов, введенных в результате реализации мероприятия, и (или) результат реализации соответствующего мероприятия.
Приложение № 2
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
Отчет
об исполнении плана реализации муниципальной программы
за ____________ 20___ года <*>
_____________________________________________
(наименование муниципальной программы)
Наименование мероприятия
Исполнитель мероприятия
Срок реализации мероприятия
Источники финансирования
Финансирование (тыс. рублей)
Ожидаемый непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы (краткое описание) <**>
начало реализации мероприяти, план/факт
окончание реализации мероприятия, план/факт
план
факт (кассовые расходы)
Мероприятие 1
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
Мероприятие 2
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
всего
федеральный бюджет
областной бюджет
районный бюджет
внебюджетные источники
--------------------------------
<*> Нарастающим итогом с начала финансового года.
<**> Непосредственный результат реализации мероприятий муниципальной программы - описание работы, выполненной в рамках мероприятия, информация о мощностях объектов, введенных в результате реализации мероприятия, и (или) результат реализации соответствующего мероприятия.
Приложение № 3
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
(годовая)
Сведения о достижении показателей эффективности
реализации муниципальной программы
№ п/п
Вид программы, наименование показателя
Единица измерения
Значение показателей
Обоснование отклонений значений показателя на конец отчетного года (при наличии)
год, предшествующий отчетному <*>
отчетный год
план
факт
Муниципальная программа
Показатель
Подпрограмма
Показатель
Ведомственная целевая программа
Показатель
Отдельное мероприятие
Показатель
--------------------------------
<*> Приводится фактическое значение показателя за год, предшествующий
отчетному.
Приложение № 4
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
Сведения
о внесенных в муниципальную программу изменениях
по состоянию на ________________________
Наименование муниципальной программы __________________________________
№ п/п
Вид нормативного правового акта
Дата принятия
Номер
Суть изменений (краткое изложение)
Приложение № 5
к Порядку
разработки, реализации и оценки
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ)
ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ АДМИНИСТРАЦИЕЙ ДАРОВСКОГО РАЙОНА
Оценка эффективности реализации программы
Уровень использования финансовых средств
Качественная оценка выполнения показателей эффективности
Эффективна, целесообразна к финансированию
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 1, но больше 0,5
Показатели эффективности выполнены в полном объеме
Эффективна, целесообразна к финансированию, но требует корректировки в части сокращения объемов финансирования
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 0,5
Эффективна, целесообразна к финансированию, но требует корректировки показателей эффективности
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 1, но больше 0,5
Показатели эффективности выполнены не в полном объеме
Эффективна, целесообразна к финансированию, но требует корректировки показателей эффективности и сокращения объемов финансирования
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 0,5
Неэффективна, требует досрочного прекращения ее реализации
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 1, но больше 0,5
Не выполнены половина и более половины показателей эффективности
Отношение фактического объема финансирования к плановому <= 0,5
Утверждены
постановлением
администрации
Даровского района
Кировской области
от 14 августа 2013 г. № 636
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАЗРАБОТКЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРОГРАММ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ ДАРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1. Общие положения.
1.1. Методические указания по разработке муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - Методические указания) определяют требования к структуре и содержанию разделов муниципальных программ муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - муниципальные программы).
1.2. Требования к содержанию, порядку разработки и реализации ведомственных целевых программ, включенных в муниципальные программы, устанавливаются соответствующими муниципальными правовыми актами администрации муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области (далее - администрация Даровского района).
2. Структура муниципальных программ.
Муниципальная программа имеет следующую структуру:
2.1. Паспорт муниципальной программы согласно приложению № 1 к Методическим указаниям.
2.2. Текстовая часть муниципальной программы по следующим разделам:
общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития;
приоритеты муниципальной политики в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы;
обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы;
основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы;
ресурсное обеспечение муниципальной программы;
анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками;
методика оценки эффективности реализации муниципальной программы.
Муниципальная программа может включать в себя подпрограммы.
Требования к структуре и содержанию подпрограмм аналогичны требованиям к структуре и содержанию муниципальной программы.
3. Требования по заполнению паспорта муниципальной программы.
3.1. Паспорт муниципальной программы разрабатывается согласно утвержденной форме.
3.2. Ответственный исполнитель и соисполнитель муниципальной программы определяются на основании утвержденного постановлением администрации Даровского района перечня муниципальных программ.
3.3. Цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, а также сроки и этапы реализации муниципальной программы указываются в соответствии с требованиями настоящих Методических указаний.
3.5. Объем финансирования муниципальной программы включает в себя общий объем финансирования на реализацию муниципальной программы в целом, а также по источникам финансирования.
Объем финансирования указывается в тысячах рублей с одним знаком после запятой.
3.6. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы указываются в виде качественной и (или) количественной характеристики основных ожидаемых (планируемых) конечных результатов (изменений), вызванных реализацией муниципальной программы, сроков их достижения.
4. Требования к содержанию разделов муниципальной программы.
4.1. Требования к разделу "Общая характеристика сферы реализации муниципальной программы, в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития".
Предусматривается описание (анализ) текущего состояния, включая выявление основных проблем, прогноз развития сферы реализации муниципальной программы.
Анализ текущего состояния сферы реализации муниципальной программы должен включать качественную и количественную характеристику итогов развития данной сферы, выявление потенциала развития анализируемой сферы и существующих ограничений в сфере реализации муниципальной программы.
Прогноз развития сферы реализации муниципальной программы должен определять тенденции (направления) ее развития в целях решения основных проблем, отраженных в данном разделе муниципальной программы.
4.2. Требования к разделу "Приоритеты политики муниципального образования в соответствующей сфере социально-экономического развития, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, описание ожидаемых конечных результатов реализации муниципальной программы, сроков и этапов реализации муниципальной программы".
4.2.1. Приоритеты политики муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы определяются исходя из программы социально-экономического развития муниципального образования Даровской муниципальный район Кировской области.
В разделе должна быть отражена информация о нормативных правовых актах Российской Федерации, Кировской области, муниципальных правовых актах, действующих в сфере реализации муниципальной программы.
4.2.2. Цели муниципальной программы должны соответствовать приоритетам политики муниципального образования в сфере реализации муниципальной программы и отражать конечные результаты реализации муниципальной программы.
Формулировка цели должна быть краткой и ясной, соответствовать сфере реализации муниципальной программы, измеримой (достижение цели можно проверить), цель должна быть достижима за период реализации муниципальной программы.
4.2.3. Задачи муниципальной программы определяют конечный результат реализации совокупности взаимосвязанных мероприятий или осуществления муниципальных полномочий и функций в рамках достижения цели (целей) муниципальной программы.
4.2.4. Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы должны количественно и (или) в отдельных случаях качественно характеризовать ход ее реализации, достижение целей и решение задач муниципальной программы, а именно:
отражать специфику развития соответствующей сферы социально-экономического развития, непосредственно зависеть от решения основных задач, на решение которых направлена реализация муниципальной программы;
иметь запланированные по годам количественные значения и (или) качественные характеристики;
определяться на основе данных статистического наблюдения, рассчитываться по утвержденным методикам либо расчетным путем;
определяться с учетом показателей, определенных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов";
должны быть увязаны с показателями подпрограмм, ведомственных целевых программ, входящих в состав муниципальной программы.
Если целевой показатель эффективности реализации муниципальной программы определяется на основании данных официальной статистики, необходимо дать ссылку на соответствующую форму отчетности, если является расчетным, то в данном разделе приводится методика его расчета.
4.2.5. Сроки и этапы реализации муниципальной программы определяются ответственным исполнителем с учетом необходимости в последовательности решения задач муниципальной программы, достижения определенных результатов. Для каждого из этапов определяются промежуточные результаты - целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы, которые должны быть увязаны с целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы по годам ее реализации и ожидаемыми конечными результатами реализации муниципальной программы.
4.3. Требования к разделу "Обобщенная характеристика мероприятий муниципальной программы".
Включает перечень и описание подпрограмм, ведомственных целевых программ, отдельных мероприятий, не входящих в подпрограммы и ведомственные целевые программы (при их наличии), посредством которых осуществляется реализация муниципальной программы.
4.4. Требования к разделу "Основные меры правового регулирования в сфере реализации муниципальной программы".
Отражают основные положения и сроки принятия необходимых нормативных правовых актов в соответствующей сфере, направленных на достижение цели и (или) конечных результатов муниципальной программы.
4.5. Требования к разделу "Ресурсное обеспечение муниципальной программы".
Данный раздел включает обоснование объема финансовых ресурсов, необходимых для реализации муниципальной программы за счет всех источников финансирования (средств федерального, областного, бюджета муниципального образования и внебюджетных источников), и направления финансирования мероприятий муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы.
Объем финансирования муниципальной программы рассчитывается в действующих ценах каждого года с применением индексов-дефляторов, предоставляемых в установленном порядке Министерством экономического развития Российской Федерации.
4.6. Требования к разделу "Анализ рисков реализации муниципальной программы и описание мер управления рисками".
Данный раздел предусматривает качественную и (или) количественную оценку факторов рисков (вероятных явлений, событий, процессов, не зависящих от участников муниципальной программы и негативно влияющих на основные параметры муниципальной программы), предложения по мерам управления рисками реализации муниципальной программы.
4.7. Требования к разделу "Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы".
Методика оценки эффективности реализации муниципальной программы представляет собой алгоритм оценки фактической эффективности в процессе и по итогам реализации муниципальной программы и должна быть основана на оценке достижения показателей эффективности реализации муниципальной программы с учетом объема ресурсов, направленных на ее реализацию, сравнении фактических сроков реализации мероприятий с запланированными.
В данном разделе должна быть отражена четкая взаимосвязь между целевыми показателями эффективности реализации муниципальной программы и предусмотренными этой муниципальной программой целями и задачами, а также показателями эффективности реализации подпрограмм и ведомственных целевых программ, входящих в муниципальную программу.
Оценка эффективности реализации муниципальной программы должна учитывать оценку эффективности реализации подпрограмм муниципальной программы и ведомственных целевых программ, входящих в муниципальную программу.
Методика оценки эффективности может включать также описание критериев эффективности (экономических, бюджетных и социальных):
критерии экономической эффективности учитывают оценку вклада муниципальной программы в экономическое развитие муниципального образования, оценку влияния ожидаемых результатов муниципальной программы на различные сферы экономики муниципального образования;
критерии бюджетной эффективности учитывают оценку вклада муниципальной программы в наполнение бюджета муниципального образования;
критерии социальной эффективности учитывают ожидаемый вклад реализации муниципальной программы в социальное развитие муниципального образования.
Приложение № 1
к Методическим указаниям
по разработке, реализации и оценке
эффективности реализации муниципальных
программ муниципального образования
Даровской муниципальный район
Кировской области
ПАСПОРТ
муниципальной программы
____________________________________________
(наименование программы)
Ответственный исполнитель муниципальной программы
Соисполнители муниципальной программы
Наименование подпрограмм (при наличии)
Наименование ведомственных целевых программ (при наличии)
Цели муниципальной программы
Задачи муниципальной программы
Целевые показатели эффективности реализации муниципальной программы
Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Объемы и источники финансирования муниципальной программы
Ожидаемые конечные результаты муниципальной программы
------------------------------------------------------------------