Постановление Правительства Кировской области от 07.10.2013 N 230/645 "О внесении изменений в постановление Правительства Кировской области от 17.12.2012 N 186/788"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 октября 2013 г. № 230/645

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ПРАВИТЕЛЬСТВА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 17.12.2012 № 186/788

В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 19.06.2012 № 180 "Об утверждении перечня государственных программ Кировской области" (с изменениями, внесенными распоряжениями Правительства Кировской области от 03.09.2012 № 266, от 17.12.2012 № 389, от 06.06.2013 № 167 и от 14.08.2013 № 252), постановлением Правительства Кировской области от 20.03.2012 № 144/123 "О разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Кировской области" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 29.08.2012 № 168/511, от 12.11.2012 № 179/681 и от 26.07.2013 № 219/448) Правительство Кировской области постановляет:
1. Внести в постановление Правительства Кировской области от 17.12.2012 № 186/788 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" (с изменениями, внесенными постановлениями Правительства Кировской области от 16.04.2013 № 205/217 и от 26.07.2013 № 219/453) следующие изменения:
1.1. Наименование, пункт 1 постановления и заголовок прилагаемой государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики" после слов "Энергоэффективность и развитие энергетики" дополнить словами "на 2013 - 2020 годы".
1.2. Утвердить изменения в государственной программе Кировской области "Энергоэффективность и развитие энергетики" на 2013 - 2020 годы (далее - Государственная программа), утвержденной вышеуказанным постановлением, согласно приложению.
2. Департаменту по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области опубликовать постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Горсткина А.П.
4. Настоящее постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ





Приложение

Утверждены
постановлением
Правительства области
от 7 октября 2013 г. № 230/645

ИЗМЕНЕНИЯ
В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
"ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЗВИТИЕ ЭНЕРГЕТИКИ"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ

1. В паспорте Государственной программы:
1.1. В заголовке после слов "Энергоэффективность и развитие энергетики" дополнить словами "на 2013 - 2020 годы".
1.2. После раздела "Соисполнители Государственной программы" добавить раздел "Наименование подпрограммы":


"Наименование "Энергосбережение и повышение энергетической
подпрограммы эффективности в Кировской области" на 2014 - 2020
годы"


1.3. Раздел "Цели Государственной программы" изложить в следующей редакции:


"Цели обеспечение перевода экономики области на
Государственной энергоэффективный путь развития;
программы эффективное использование энергоресурсов"


1.4. Раздел "Объемы ассигнований Государственной программы" изложить в следующей редакции:


"Объемы общий объем финансирования - 9520400,9 тыс. рублей, в
ассигнований том числе:
Государственной средства федерального бюджета - 20100,0 тыс. рублей;
программы средства областного бюджета - 6468256,9 тыс. рублей;
кредитные средства - 1000000,00 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 150600,0 тыс. рублей (по
соглашению);
внебюджетные (инвестиционные) средства - 1881444,0
тыс. рублей (по соглашению)"


1.5. В разделе "Целевые показатели эффективности реализации Государственной программы" слова "динамика энергоемкости валового регионального продукта" заменить словами "энергоемкость валового регионального продукта".
2. Наименование раздела 2 изложить в новой редакции:
"2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы".
3. В разделе 2 "Приоритеты государственной политики в сфере реализации Государственной программы, цели, задачи, целевые показатели эффективности реализации Государственной программы, описание ожидаемых конечных результатов Государственной программы, сроков и этапов реализации Государственной программы":
3.1. В абзаце первом слова "от 01.06.2008" заменить словами "от 04.06.2008".
3.2. Абзац десятый исключить.
3.3. Абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
"энергоемкость валового регионального продукта;".
3.4. После абзаца семнадцатого дополнить абзацами следующего содержания:
"Показатель "Энергоемкость валового регионального продукта" является расчетным и определяется по формуле:



Э - энергоемкость валового регионального продукта (кг условного топлива/тыс. рублей);
- потребление топливно-энергетических ресурсов (кг условного топлива), данные таблицы № ТЭБ 3 краткого расчетного топливно-энергетического баланса Кировской области, предоставляемого Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
ВРП - валовой региональный продукт Кировской области (тыс. рублей), данные представляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Методика расчета показателей эффективности реализации подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2014 - 2020 годы приведена в подпрограмме "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2014 - 2020 годы.".
3.5. Абзац "Показатель "Динамика энергоемкости валового регионального продукта" определяется по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кировской области." исключить.
4. В разделе 3 "Обобщенная характеристика мероприятий Государственной программы":
4.1. Дополнить пунктами 3.3-1, 3.3-2, 3.3-3 следующего содержания:
"3.3-1. Подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2014 - 2020 годы, в рамках которой осуществляются следующие отдельные мероприятия.
Отдельное мероприятие "Совершенствование энергетического менеджмента", которое направлено на:
организацию повышения квалификации руководителей, специалистов органов государственной власти (далее - ОГВ), областных государственных учреждений (далее - ОГУ) по курсу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (в целях финансового обеспечения организации повышения квалификации руководителей, специалистов ОГВ, ОГУ по курсу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр энергетической эффективности" предоставляются субсидии на выполнение государственного задания на предоставление государственных услуг в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/771 "Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям, подведомственным департаменту энергетики и газификации Кировской области");
предоставление физическим лицам, организациям, ОГВ, органам местного самоуправления информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений путем ее представления оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и размещения в сети Интернет (в целях финансового обеспечения предоставления физическим лицам, организациям, ОГВ, органам местного самоуправления информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений путем ее представления оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и размещения в сети Интернет Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр энергетической эффективности" предоставляются субсидии на выполнение государственного задания на предоставление государственных услуг в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/771 "Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям, подведомственным департаменту энергетики и газификации Кировской области");
информационное обеспечение реализации подпрограммы, в том числе освещение в средствах массовой информации, проведение конференций, выставок, семинаров и иных мероприятий по пропаганде энергосбережения.
Отдельное мероприятие "Сокращение бюджетных расходов на потребление энергетических ресурсов" (далее - ЭР), в рамках которого осуществляются:
регулирование цен (тарифов), направленное на стимулирование энергосбережения и повышение энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на ЭР в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
учет в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии (далее - ТЭ), электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций водоснабжения и водоотведения, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
организация проведения энергетических обследований в ОГВ и ОГУ;
реализация ОГВ и ОГУ программ по энергосбережению по итогам проведенных энергетических обследований;
предынвестиционная подготовка проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, разработку схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также проведение энергетических обследований;
оснащение приборами учета (далее - ПУ) используемых ЭР в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных ПУ, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
расширение использования в качестве источников энергии вторичных ЭР и (или) возобновляемых источников энергии;
замещение бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом (далее - ПГ), газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, электроэнергией (далее - ЭЭ) с учетом доступности использования, близости расположения к источникам ПГ, газовых смесей, ЭЭ и экономической целесообразности такого замещения, а также с учетом тарифного регулирования и доступности гражданам платы;
модернизация оборудования, используемого для выработки ТЭ, передачи ЭЭ и ТЭ, в том числе замена оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности осуществления регулируемых видов деятельности; снижение потребления ЭР на собственные нужды при осуществлении регулируемых видов деятельности; сокращение потерь ЭЭ, ТЭ при их передаче; сокращение объемов ЭЭ, используемой при передаче (транспортировке) воды; сокращение потерь воды при ее передаче.
3.3-2. Отдельного мероприятия "Газификация Кировской области", в рамках которого осуществляется проектирование и строительство объектов газификации с 2014 года.
Перечень объектов газификации на финансовый год утверждается распоряжением Правительства Кировской области.
В рамках данного мероприятия предусматривается предоставление субсидий местным бюджетам из областного бюджета на развитие газификации муниципальных образований области (далее - субсидии).
Субсидии предоставляются при следующих условиях:
наличие соглашения с департаментом энергетики и газификации Кировской области о предоставлении субсидии;
софинансирование из местного бюджета не менее 0,01% от объема работ (услуг) по проектированию и строительству объектов газификации, выполненных за счет средств инвесторов, кредитных ресурсов, с учетом оказанных услуг и затрат на обслуживание привлеченных кредитных ресурсов;
содержание и эксплуатация объектов газификации за счет средств муниципальных образований области.
Расчет размера субсидии осуществляется по следующей формуле:

Si = Vi x Yi, где:

Si - размер субсидии i-му муниципальному образованию из областного бюджета (рублей);
Vi - объем работ (услуг) по проектированию и строительству объектов газификации, выполненных за счет средств инвесторов, кредитных ресурсов, с учетом оказанных услуг и затрат на обслуживание привлеченных кредитных ресурсов в i-м муниципальном образовании (рублей);
Yi - уровень софинансирования за счет средств областного бюджета i-му муниципальному образованию в размере не более 99,99%.
Субсидии в текущем финансовом году предоставляются муниципальным образованиям, объекты которых включены в перечень объектов газификации, финансируемых за счет кредитных средств в отчетном и текущем финансовом году, утвержденный распоряжением Правительства Кировской области.
Распределение и порядок предоставления субсидий определяется постановлением Правительства Кировской области.
3.3-3. Отдельного мероприятия "Осуществление функций заказчика по проектированию, строительству и реконструкции объектов инженерной инфраструктуры Кировской области", в рамках которого осуществляется с 2014 года:
планирование в области проектирования и строительства объектов инженерной инфраструктуры;
определение способа размещения заказов для государственных нужд в соответствии с требованиями действующего законодательства;
заключение и контроль исполнения договоров подряда;
заключение и исполнение договоров долевого участия в строительстве;
обеспечение проектно-сметной документацией объектов строительства;
ведение технического надзора строительства объектов;
обеспечение государственной регистрации прав собственности на завершенные строительством объекты в соответствии с действующим законодательством и осуществление передачи введенных в эксплуатацию объектов в казну Кировской области и в собственность муниципальных образований области;
обеспечение финансирования объема работ по строительству объектов;
ведение бухгалтерского учета и статистической отчетности.
Данное отдельное мероприятие осуществляется подведомственным департаменту Кировским областным государственным казенным учреждением "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" (далее - КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре"). Финансовое обеспечение деятельности КОГКУ "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" осуществляется за счет средств областного бюджета на основании бюджетной сметы.".
4.2. Пункт 3.5 изложить в следующей редакции:
"3.5. Отдельное мероприятие "Предоставление субсидий оператору по закупкам топлива для отопления жилищного фонда и объектов социальной сферы". Указанные субсидии предназначены для возмещения части затрат по уплате процентов за пользование кредитом с целью содействия надежному и безаварийному функционированию объектов жизнеобеспечения в муниципальных образованиях области в отопительный период. В рамках данного мероприятия производится возмещение из областного бюджета оператору по заготовке топлива части затрат по оплате процентных ставок по привлекаемым кредитам в случае уплаты процентов за пользование кредитами, полученными в российских кредитных организациях для расчетов с поставщиками топливных ресурсов в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 01.11.2008 № 151/442 "О предоставлении субсидий оператору по закупкам топлива для отопления жилищного фонда и объектов социальной сферы на возмещение части затрат по уплате процентов за пользование кредитом".".
4.3. Пункт 3.6 исключить.
5. В разделе 4 "Основные меры правового регулирования в сфере реализации Государственной программы" таблицу 1 изложить в следующей редакции:
"Таблица 1

Сведения об основных мерах правового регулирования
реализации Государственной программы


№ Вид правового Основные положения Ответственный Ожидаемые сроки
п/п акта правового акта исполнитель и принятия
в разрезе соисполнители нормативного
подпрограмм акта

5.1. Отдельное утверждается перечень департамент ежегодно, в IV
мероприятие объектов газификации, энергетики и квартале
"Газификация финансируемых за счет газификации предшествующего
Кировской средств областного Кировской года
области". бюджета, на финансовый области
Распоряжение год
Правительства
Кировской
области

5.2. Отдельное утверждается департамент ежегодно, в I
мероприятие распределение и порядок энергетики и квартале
"Газификация предоставления субсидий газификации текущего года
Кировской местным бюджетам из Кировской
области". областного бюджета на области
Постановление развитие газификации
Правительства муниципальных
Кировской образований области на
области финансовый год

5.3. Отдельное определяется перечень департамент при
мероприятие объектов газификации, энергетики и необходимости,
"Газификация финансируемых за счет газификации в I квартале
Кировской кредитных средств, на Кировской текущего года"
области". финансовый год области
Распоряжение
Правительства
Кировской
области


6. В разделе 5 "Ресурсное обеспечение Государственной программы":
6.1. В абзаце втором слова "61764896,3 тыс. рублей" заменить словами "9520400,9 тыс. рублей".
6.2. В абзаце четвертом слова "4482378,3 тыс. рублей" заменить словами "6468256,9 тыс. рублей".
6.3. В абзаце пятом слова "1500000 тыс. рублей" заменить словами "1000000 тыс. рублей".
6.4. В абзаце шестом слова "1430270,0 тыс. рублей" заменить словами "150600,0 тыс. рублей".
6.5. В абзаце седьмом слова "54332148,0 тыс. рублей" заменить словами "1881444,0 тыс. рублей".
6.6. Таблицу 2 изложить в следующей редакции:
"Таблица 2

Основные направления финансирования
Государственной программы

(тыс. рублей)

Основные Объемы финансирования в 2013 - 2020 годах
направления
финансирования всего в том числе

2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Государственная 9520400,9 2670278,0 1095227,2 823452,3 928073,4 925705,0 991863,1 1024630,5 1061171,4
программа -
всего,
в том числе:

капитальные 6628730,1 1614622,8 65000,0 765000,0 785000,0 798600,0 833079,2 866874,7 900553,4
вложения

прочие расходы 2891670,8 1055655,2 1030227,2 58452,3 143073,4 127105,0 158783,9 157755,8 160618,0"


7. Раздел 7 "Методика оценки эффективности реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:

"7. Методика оценки эффективности реализации
Государственной программы

Оценка эффективности реализации Государственной программы проводится ежегодно на основе оценки достижения показателей эффективности реализации Государственной программы, сравнения фактических сроков реализации мероприятий Государственной программы с запланированными, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы.
Интегральная оценка достижения показателей эффективности реализации Государственной программы осуществляется с учетом достижения показателей эффективности реализации подпрограмм и отдельных мероприятий по формуле:



- интегральная оценка достижения показателей эффективности реализации Государственной программы с учетом достижения показателей эффективности реализации подпрограмм и отдельных мероприятий (%);
- оценка достижения показателей эффективности реализации Государственной программы (%);
- оценка достижения показателей эффективности реализации подпрограммы (%);
- оценка достижения показателей эффективности реализации отдельных мероприятий (%);
0,5 и 0,25 - весовые коэффициенты, присваиваемые оценкам достижения показателей эффективности реализации Государственной программы, подпрограмм и отдельных мероприятий соответственно.
Оценка достижения показателей эффективности реализации Государственной программы осуществляется по формуле:



- оценка достижения показателей эффективности реализации Государственной программы (%);
- степень достижения i-го показателя эффективности реализации Государственной программы (%);
n - количество показателей эффективности реализации Государственной программы.
Оценка достижения показателей эффективности реализации подпрограммы рассчитывается по формуле:



- оценка достижения показателей эффективности реализации подпрограммы (%);
- степень достижения i-го показателя эффективности реализации подпрограммы (%);
m - количество показателей подпрограммы.
Оценка достижения показателей эффективности реализации отдельных мероприятий рассчитывается по формуле:



- оценка достижения показателей эффективности реализации отдельных мероприятий (%);
- степень достижения i-го показателя эффективности реализации отдельных мероприятий (%);
n - количество показателей отдельных мероприятий.
Степень достижения i-го показателя эффективности реализации Государственной программы (областной целевой программы, подпрограммы, отдельного мероприятия) рассчитывается путем сопоставления фактически достигнутых и плановых значений показателей эффективности за отчетный период по следующим формулам:
для показателей, желательной тенденцией развития которых является рост значений:



для показателей, желательной тенденцией развития которых является снижение значений:



- степень достижения i-го показателя эффективности реализации Государственной программы (областной целевой программы, подпрограммы, отдельного мероприятия) (%);
- плановое значение i-го показателя эффективности реализации Государственной программы (областной целевой программы, подпрограммы, отдельного мероприятия) (соответствующих единиц измерения);
- фактическое значение i-го показателя эффективности реализации Государственной программы (областной целевой программы, подпрограммы, отдельного мероприятия) (соответствующих единиц измерения).
Оценка сравнения фактических сроков реализации мероприятий Государственной программы с запланированными осуществляется по формуле:



- уровень выполнения мероприятий Государственной программы (%);
- количество мероприятий Государственной программы, выполненных в срок за отчетный период на основе ежегодных отчетов об исполнении плана реализации Государственной программы (единиц);
- количество мероприятий Государственной программы, запланированных к выполнению в отчетном периоде в плане реализации Государственной программы (единиц).
Если мероприятие, включенное в план реализации Государственной программы, является переходящим, оценка его выполнения осуществляется по окончании срока его реализации, указанного в плане реализации Государственной программы.
Оценка объема ресурсов, направленных на реализацию Государственной программы, осуществляется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Государственной программы в целом за счет всех источников финансирования за отчетный период по формуле:



- коэффициент финансирования Государственной программы в целом (%);
- фактический объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования, направленный в отчетном периоде на реализацию мероприятий Государственной программы (средства областного бюджета - в соответствии с законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) (тыс. рублей);
- плановый объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий Государственной программы на соответствующий отчетный период, установленный Государственной программой (тыс. рублей).
Оценка эффективности реализации Государственной программы производится по формуле:



- оценка эффективности реализации Государственной программы (%);
- интегральная оценка достижения показателей эффективности реализации Государственной программы с учетом достижения показателей эффективности реализации подпрограмм и отдельных мероприятий (%);
- уровень выполнения мероприятий Государственной программы (%);
- коэффициент финансирования Государственной программы в целом (%).
В целях оценки эффективности реализации Государственной программы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя Эпр равно 80% и выше, то уровень эффективности реализации Государственной программы оценивается как высокий;
если значение показателя Эпр от 50 до 80%, то уровень эффективности реализации Государственной программы оценивается как удовлетворительный;
если значение показателя Эпр ниже 50%, то уровень эффективности реализации Государственной программы оценивается как неудовлетворительный.
Оценка эффективности областных целевых программ, входящих в состав Государственной программы, осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области", ведомственной целевой программы - в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 13.03.2009 № 6/32 "О разработке, утверждении и реализации ведомственных программ". Результаты оценки учитываются при оценке эффективности реализации Государственной программы в целом.".
8. Раздел 8 "Участие муниципальных образований области в реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:

"8. Участие муниципальных образований области
в реализации Государственной программы

Муниципальные образования Кировской области в рамках Государственной программы принимают участие в реализации отдельного мероприятия "Газификация Кировской области".
При реализации отдельного мероприятия "Газификация Кировской области" по проектированию и строительству объектов газификации координация деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований осуществляется соглашениями о предоставлении субсидии из областного бюджета, заключаемыми между департаментом и органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых строятся объекты газификации.
Соглашения содержат следующие положения:
предмет соглашения;
условия предоставления субсидии;
софинансирование за счет средств местного бюджета;
обязанности сторон;
показатели оценки эффективности использования субсидии;
сроки предоставления отчетов о расходовании субсидии;
основания и порядок приостановления и прекращения предоставления субсидии;
ответственность сторон;
срок действия соглашения;
условия внесения в соглашение изменений и дополнений;
юридические адреса и реквизиты сторон.
Прогнозный объем расходов бюджетов муниципальных образований на реализацию мероприятий Государственной программы приведен в приложении № 3.".
9. Раздел 9 "Участие акционерных обществ, созданных с участием Кировской области, общественных, научных и иных организаций, а также государственных внебюджетных фондов в реализации Государственной программы" изложить в следующей редакции:

"9. Участие акционерных обществ, созданных с участием
Кировской области, общественных, научных и иных
организаций, а также государственных внебюджетных
фондов в реализации Государственной программы

К реализации Государственной программы могут привлекаться предприятия сферы топливно-энергетического комплекса, а также потребители промышленности, жилищного фонда, предприятия агропромышленного комплекса, иные коммерческие и некоммерческие организации при условии обоснованности их участия.
В реализации отдельного мероприятия "Газификация Кировской области" участвуют Кировское областное государственное казенное учреждение "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре", Кировское областное государственное унитарное предприятие "Агентство энергосбережения".
Кировское областное государственное казенное учреждение "Управление по газификации и инженерной инфраструктуре" выполняет следующие функции:
осуществляет в установленном порядке функции заказчика по проектированию и строительству объектов, включенных в перечни объектов газификации;
проводит в соответствии с действующим законодательством конкурсные процедуры по отбору организаций для выполнения работ, оказания услуг по реализации мероприятия;
взаимодействует с органами местного самоуправления по вопросам строительства объектов, включенных в перечни объектов газификации;
осуществляет технический надзор за качеством выполнения строительно-монтажных работ на объектах, включенных в перечни объектов газификации;
с целью контроля за реализацией мероприятия ежемесячно, в срок до 7 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет ответственному исполнителю отчет об освоении бюджетных ассигнований, выделенных на реализацию мероприятия.
Кировское областное государственное унитарное предприятие "Агентство энергосбережения" выполняет следующие функции: привлекает кредитные средства для финансирования проектирования и строительства объектов газификации, включенных в перечень объектов газификации, финансируемых за счет кредитных средств.
Акционерные общества, созданные с участием Кировской области, общественные, научные организации, а также государственные внебюджетные фонды в реализации Государственной программы не участвуют.".
10. Сведения о целевых показателях эффективности реализации Государственной программы (приложение № 1 к Государственной программе) изложить в новой редакции согласно приложению № 1.
11. Расходы на реализацию Государственной программы за счет средств областного бюджета (приложение № 2 к Государственной программе) изложить в новой редакции согласно приложению № 2.
12. Прогнозную (справочную) оценку ресурсного обеспечения реализации Государственной программы за счет всех источников финансирования (приложение № 3 к Государственной программе) изложить в новой редакции согласно приложению № 3.
13. Дополнить Государственную программу подпрограммой "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2014 - 2020 годы согласно приложению № 4.





Приложение № 1

Приложение № 1
к Государственной программе

СВЕДЕНИЯ
О ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ


№ п/п Наименование Единица Значения показателя эффективности
Государственной измерения
программы, 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
подпрограммы, год год год год год год год год год год
ведомственной целевой (базо- (оцен-
программы, отдельного вый) ка)
мероприятия,
наименование
показателей

1. Государственная
программа Кировской
области
"Энергоэффективность
и развитие
энергетики" на 2013 -
2020 годы

1.1. Энергоемкость кг 27,0 26,9 26,8 26,7 26,6 26,5 26,4 26,3 26,2 26,1
валового условного
регионального топлива/
продукта тыс.
рублей

1.2. Уровень газификации % 35,9 37,22 38,0 38,5 39,0 40,0 41,0 42,0 43,0 45,0
природным газом
жилищного фонда
области

2. Подпрограмма
"Энергосбережение и
повышение
энергетической
эффективности в
Кировской области" на
2014 - 2020 годы

2.1. Отдельное мероприятие
"Совершенствование
энергетического
менеджмента"

2.1.1. Количество человек 120 120 120 120 120 120 120 120 120 120
руководителей,
специалистов органов
государственной
власти, областных
государственных
учреждений, прошедших
обучение по курсу
"Энергосбережение и
повышение
энергетической
эффективности"

2.1.2. Количество штук 49 49 49 49 49 49 49 49 49 49
предоставленных
сводных отчетов
оператору
государственной
информационной
системы в области
энергосбережения и
повышения
энергетической
эффективности

2.2. Отдельное мероприятие
"Сокращение бюджетных
расходов на
потребление ЭР"

2.2.1. Энергоемкость кг 27,0 26,9 26,8 26,7 26,6 26,5 26,4 26,3 26,2 26,1
валового условного
регионального топлива/
продукта тыс.
рублей

2.2.2. Доля объема ЭЭ, % 90,4 99 99 99 99 99 99 99 99 99
расчеты за которую
осуществляются с
использованием ПУ, в
общем объеме ЭЭ,
потребляемой
(используемой) на
территории Кировской
области

2.2.3. Доля объема ТЭ, % 50 80 90 90 90 90 90 90 90 90
расчеты за которую
осуществляются с
использованием ПУ, в
общем объеме ТЭ,
потребляемой
(используемой) на
территории Кировской
области

2.2.4. Доля объема холодной % 67 80 95 95 95 95 95 95 95 95
воды (далее - ХВ),
расчеты за которую
осуществляются с
использованием ПУ, в
общем объеме ХВ,
потребляемой
(используемой) на
территории Кировской
области

2.2.5. Доля объема горячей % 50 80 95 95 95 95 95 95 95 95
воды (далее - ГВ),
расчеты за которую
осуществляются с
использованием ПУ, в
общем объеме ГВ,
потребляемой
(используемой) на
территории Кировской
области

2.2.6. Доля объема ПГ, % 98,5 98,6 98,7 99,3 99,5 100 100 100 100 100
расчеты за который
осуществляются с
использованием ПУ, в
общем объеме ПГ,
потребляемого
(используемого) на
территории Кировской
области

2.2.7. Доля объема ЭР, % 17,0 17,3 17,35 17,4 17,45 17,5 17,55 17,6 17,65 17,7
производимых с
использованием
возобновляемых
источников энергии и
(или) вторичных ЭР, в
общем объеме ЭР,
производимых на
территории Кировской
области

2.2.8. Доля потерь ЭЭ при ее % 15 15 15 15 15 15 14 14 14 14
передаче по
муниципальным
электрическим сетям

3. Областная целевая
программа
"Энергосбережение и
повышение
энергетической
эффективности в
Кировской области" на
2010 - 2020 годы

3.1. Энергоемкость кг 27,0 26,9 26,8
валового условного
регионального топлива/
продукта тыс.
рублей

3.2. Доля объемов ЭЭ, % 90,4 97,2 100
расчеты за которую
осуществляются с
использованием ПУ (в
части многоквартирных
домов - с
использованием
коллективных ПУ), в
общем объеме ЭЭ,
потребляемой
(используемой) на
территории Кировской
области

3.3. Доля объемов ТЭ, % 50 80 90
расчеты за которую
осуществляются с
использованием ПУ (в
части многоквартирных
домов - с
использованием
коллективных ПУ), в
общем объеме ТЭ,
потребляемой
(используемой) на
территории Кировской
области

3.4. Доля объемов воды, % 50 80 100
расчеты за которую
осуществляются с
использованием ПУ (в
части многоквартирных
домов - с
использованием
коллективных ПУ), в
общем объеме воды,
потребляемой
(используемой) на
территории Кировской
области

3.5. Доля объемов ПГ, % 98,5 98,6 98,7
расчеты за который
осуществляются с
использованием ПУ (в
части многоквартирных
домов - с
использованием
индивидуальных и
общих ПУ), в общем
объеме ПГ,
потребляемого
(используемого) на
территории Кировской
области

3.6. Изменение объема тыс. тонн 10 11 12
производства ЭР с условного
использованием топлива
возобновляемых
источников энергии и
(или) вторичных ЭР

3.7. Доля ЭР, производимых % 0,03 0,031 0,032
с использованием
возобновляемых
источников энергии и
(или) вторичных ЭР, в
общем объеме ЭР,
производимых на
территории Кировской
области

3.8. Объем внебюджетных % 55,2 51,8 81,4
средств, используемых
для финансирования
мероприятий по
энергосбережению и
повышению
энергетической
эффективности, в
общем объеме
финансирования
Программы

4. Областная целевая
программа
"Газификация
Кировской области" на
2013 - 2017 годы

4.1. Количество вновь штук 15 7 7
газифицируемых
населенных пунктов

4.2. Протяженность км 213,52 130,0 130,0
построенных
распределительных
газопроводов

4.3. Количество котельных, штук 20 20 5
переведенных на
природный газ

4.4. Уровень газификации % 35,9 37,22 38,0
природным газом
жилищного фонда
области по итогам
года

5. Отдельное мероприятие
"Газификация
Кировской области"

5.1. Протяженность км 130,0 130,0 130,0 130,0 130,0 130,0 130,0
построенных
распределительных
газопроводов

5.2. Количество котельных, штук 3 3 3 3 3 3 3
переведенных на
природный газ

5.3. Уровень газификации % 38,5 39,0 40,0 41,0 42,0 43,0 45,0
природным газом
жилищного фонда
области

6. Ведомственная целевая
программа
"Осуществление
функций заказчика по
проектированию,
строительству и
реконструкции
объектов инженерной
инфраструктуры
Кировской области"

6.1. Обеспечение да/нет да да да
организации
разработки
проектно-сметной
документации,
согласования ее с
соответствующими
службами, проведения
государственной
экспертизы и
утверждения
проектно-сметной
документации

6.2. Обеспечение да/нет да да да
выполнения
строительно-монтажных
работ в соответствии
с проектно-сметной
документацией и иными
обязательными
требованиями

7. Отдельное мероприятие
"Осуществление
функций заказчика по
проектированию,
строительству и
реконструкции
объектов инженерной
инфраструктуры
Кировской области"

7.1. Обеспечение да/нет да да да да да да да
организации
разработки
проектно-сметной
документации,
согласования ее с
соответствующими
службами, проведения
государственной
экспертизы и
утверждения
проектно-сметной
документации

7.2. Обеспечение да/нет да да да да да да да
выполнения
строительно-монтажных
работ в соответствии
с проектно-сметной
документацией и иными
обязательными
требованиями

8. Отдельное мероприятие
"Предоставление
субсидий оператору по
закупкам топлива для
отопления жилищного
фонда и объектов
социальной сферы"

Объем организованных тыс. тут 96,7 76 57,5 50,1 44,1 38,8 36,1 33,3 30,6 29,2
поставок оператором
по закупкам топлива
для отопления
жилищного фонда и
объектов социальной
сферы






Приложение № 2

Приложение № 2
к Государственной программе

РАСХОДЫ
НА РЕАЛИЗАЦИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА


№ Статус Наименование Главный Расходы (тыс. рублей)
п/п Государственной распорядитель
программы, бюджетных 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Итого
подпрограммы, средств
ведомственной
целевой
программы,
отдельного
мероприятия

1. Государст- "Энергоэффектив- всего 653684,0 530177,2 758452,3 842573,4 860705,0 906863,1 939630,5 976171,4 6468256,9
венная ность и развитие
программа энергетики" на департамент 583684,0 530177,2 758452,3 758566,4 794855,0 832213,1 868830,5 905321,4 6032099,9
2013 - 2020 годы энергетики и
газификации
Кировской
области

департамент по 818 0 0 650 700 750 800 850 4568
вопросам
внутренней и
информационной
политики
Кировской
области

департамент 15291,3 7333 3500 26124,3
образования
Кировской
области

департамент 46181,1 3670 1800 51651,1
здравоохранения
Кировской
области

департамент 365 3022 1500 4887
социального
развития
Кировской
области

департамент 120 120
строительства и
архитектуры
Кировской
области

департамент 2563,6 885 3448,6
культуры
Кировской
области

государственная 150 150
инспекция по
надзору за
техническим
состоянием
самоходных машин
и других видов
техники
Кировской
области

управление по 372 372
делам архивов
Кировской
области

администрация 2721 827 3548
Правительства
Кировской
области

управление 87 87
охраны и
использования
животного мира
Кировской
области

управление по 559 559
физической
культуре и
спорту Кировской
области

управление по 96 96
делам молодежи
Кировской
области

департамент 210 233 200 643
лесного
хозяйства
Кировской
области

управление 5354 5354
ветеринарии
Кировской
области

департамент по 350 905 1255
организационному
обеспечению
деятельности
мировых судей
Кировской
области

департамент 81 81
экологии и
природопользова-
ния Кировской
области

управление 1200 838 400 2438
государственной
службы занятости
населения
Кировской
области

управление 300 300 600
записи актов
гражданского
состояния (ЗАГС)
Кировской
области

государственные 0 0 60000 60000 70000 70000 70000 330000
заказчики

2. Подпрограмма "Энергоэффектив- всего 3341,8 3625,5 87749,6 69646,5 78624,9 74949,8 75174,1 393112,2
ность и развитие
энергетики" на департамент 3341,8 3625,5 3742,6 3796,5 3974,9 4149,8 4324,1 26955,2
2014 - 2020 годы энергетики и
газификации
Кировской
области

департамент по 0 0 650 700 1480 800 850 4480
вопросам
внутренней и
информационной
политики
Кировской
области

департамент 7333 3500 10833
образования
Кировской
области

департамент 3670 1800 5470
здравоохранения
Кировской
области

департамент 3022 1500 4522
социального
развития
Кировской
области

департамент 120 120
строительства и
архитектуры
Кировской
области

департамент 885 885
культуры
Кировской
области

государственная 150 150
инспекция по
надзору за
техническим
состоянием
самоходных машин
и других видов
техники
Кировской
области

управление по 372 372
делам архивов
Кировской
области

администрация 827 827
Правительства
Кировской
области

управление 87 87
охраны и
использования
животного мира
Кировской
области

управление по 559 559
физической
культуре и
спорту Кировской
области

управление по 96 96
делам молодежи
Кировской
области

департамент 233 200 433
лесного
хозяйства
Кировской
области

управление 5354 5354
ветеринарии
Кировской
области

департамент по 350 350
организационному
обеспечению
деятельности
мировых судей
Кировской
области

департамент 81 81
экологии и
природопользова-
ния Кировской
области

управление 838 400 1238
государственной
службы занятости
населения
Кировской
области

управление 300 300
записи актов
гражданского
состояния (ЗАГС)
Кировской
области

государственные 0 0 60000 60000 70000 70000 70000 330000
заказчики

2.1. Отдельное "Совершенствова- всего 0 3341,8 3625,5 4272,6 4496,5 4724,9 4949,8 5174,1 30585,2
мероприятие ние
энергетического
менеджмента"

2.2. Отдельное "Сокращение всего 0 0 83477 65150 73900 70000 70000 362527
мероприятие бюджетных
расходов на
потребление ЭР"

3. Областная "Энергосбережение всего 83348,6 0 0 0 0 0 0 0 83348,6
целевая и повышение
программа энергетической департамент 13348,6 13348,6
эффективности в энергетики и
Кировской газификации
области" на Кировской
2010 - 2020 годы области

департамент по 818 818
вопросам
внутренней и
информационной
политики
Кировской
области

департамент 15291,3 15291,3
образования
Кировской
области

департамент 46181,1 46181,1
здравоохранения
Кировской
области

департамент 365 365
социального
развития
Кировской
области

департамент 2563,6 2563,6
культуры
Кировской
области

администрация 2721 2721
Правительства
Кировской
области

департамент 210 210
лесного
хозяйства
Кировской
области

департамент по 350 350
организационному
обеспечению
деятельности
мировых судей
Кировской
области

управление 1200 1200
государственной
службы занятости
населения
Кировской
области

управление 300 300
записи актов
гражданского
состояния (ЗАГС)
Кировской
области

4. Областная "Газификация департамент 518528,8 518528,8
целевая Кировской энергетики и
программа области" на газификации
2013 - 2017 годы Кировской
области

5. Ведомствен- "Осуществление департамент 22883,4 22883,4
ная целевая функций заказчика энергетики и
программа по газификации
проектированию, Кировской
строительству и области
реконструкции
объектов
инженерной
инфраструктуры
Кировской
области"

6. Отдельное "Газификация департамент 474000 700000 700000 733600 768079,2 801874,7 835553,4 5013107,3
мероприятие Кировской энергетики и
области" газификации
Кировской
области

7. Отдельное "Осуществление департамент 22853,8 24458,9 24455,9 25632,9 26837,7 28018,5 29195,3 181453
мероприятие функций заказчика энергетики и
по газификации
проектированию, Кировской
строительству и области
реконструкции
объектов
инженерной
инфраструктуры
Кировской
области"

8. Отдельное "Обеспечение департамент 8923,2 9981,6 10367,9 10367,9 10865,6 11376,2 11876,8 12375,6 86134,8
мероприятие создания условий энергетики и
для реализации газификации
Программы" Кировской
области

9. Отдельное "Предоставление департамент 20000 20000 20000 20000 20960 21945,1 22910,7 23873 169688,8
мероприятие субсидий энергетики и
оператору по газификации
закупкам топлива Кировской
для отопления области
жилищного фонда и
объектов
социальной сферы"






Приложение № 3

Приложение № 3
к Государственной программе

ПРОГНОЗНАЯ (СПРАВОЧНАЯ) ОЦЕНКА
РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
ЗА СЧЕТ ВСЕХ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ


№ Статус Наименование Источники Оценка расходов (тыс. рублей)
п/п Государственной финансирова-
программы, ния 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год Итого
подпрограммы,
ведомственной
целевой программы,
отдельного
мероприятия

Государст- "Энергоэффектив- всего 2670278,0 1095227,2 823452,3 928073,4 925705,0 991863,1 1024630,5 1061171,4 9520400,9
венная ность и развитие
программа энергетики на федеральный 20100,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 20100,0
2013 - 2020 годы" бюджет

областной 653684,0 530177,2 758452,3 842573,4 860705,0 906863,1 939630,5 976171,4 6468256,9
бюджет

местный 150050,0 50,0 0,0 500,0 0,0 0,0 0,0 0,0 150600,0
бюджет

иные 1346444,0 65000,0 65000,0 85000,0 65000,0 85000,0 85000,0 85000,0 1881444,0
внебюджетные
источники

кредитные 500000,0 500000,0 1000000,0
средства

1. Подпрограмма "Энергосбережение всего 68341,8 68625,5 173249,6 134646,5 163624,9 159949,8 160174,1 928612,2
и повышение
энергетической областной 3341,8 3625,5 87749,6 69646,5 78624,9 74949,8 75174,1 393112,2
эффективности в бюджет
Кировской области"
местный 500,0 500,0
бюджет

иные 65000,0 65000,0 85000,0 65000,0 85000,0 85000,0 85000,0 535000,0
внебюджетные
источники

1.1. Отдельное "Совершенствование всего 3341,8 3625,5 4272,6 4496,5 4724,9 4949,8 5174,1 30585,2
мероприятие энергетического
менеджмента" областной 3341,8 3625,5 4272,6 4496,5 4724,9 4949,8 5174,1 30585,2
бюджет

местный 0,0
бюджет

иные 0,0
внебюджетные
источники

1.2. Отдельное "Сокращение всего 65000,0 65000,0 168977,0 130150,0 158900,0 155000,0 155000,0 898027,0
мероприятие бюджетных расходов
на потребление ЭР" областной 83477,0 65150,0 73900,0 70000,0 70000,0 362527,0
бюджет

местный 500,0 500,0
бюджет

иные 65000,0 65000,0 85000,0 65000,0 85000,0 85000,0 85000,0 535000,0
внебюджетные
источники

2. Областная "Энергосбережение всего 1579792,6 1579792,6
целевая и повышение
программа энергетической федеральный 0,0
эффективности в бюджет
Кировской области"
областной 83348,6 83348,6
бюджет

местный 150000,0 150000,0
бюджет

иные 1346444,0 1346444,0
внебюджетные
источники

3. Областная "Газификация всего 1038678,8 1038678,8
целевая Кировской области"
программа на 2013 - 2017 федеральный 20100,0 20100,0
годы бюджет

областной 518528,8 518528,8
бюджет

местный 50,0 50,0
бюджет

кредитные 500000,0 500000,0
средства

4. Ведомствен- "Осуществление областной 22883,4 22883,4
ная целевая функций заказчика бюджет
программа по проектированию,
строительству и
реконструкции
объектов
инженерной
инфраструктуры
Кировской области"

5. Отдельное "Газификация всего 974050,0 700000,0 700000,0 733600,0 768079,2 801874,7 835553,4 5513157,3
мероприятие Кировской области"
областной 474000,0 700000,0 700000,0 733600,0 768079,2 801874,7 835553,4 5013107,3
бюджет

федеральный
бюджет

местный 50,0 50,0
бюджет

кредитные 500000,0 500000,0
средства

6. Отдельное "Осуществление областной 22853,8 24458,9 24455,9 25632,9 26837,7 28018,5 29195,3 181453,0
мероприятие функций заказчика бюджет
по проектированию,
строительству и
реконструкции
объектов
инженерной
инфраструктуры
Кировской области"

7. Отдельное "Обеспечение областной 8923,2 9981,6 10367,9 10367,9 10865,6 11376,2 11876,8 12375,6 86134,8
мероприятие создания условий бюджет
для реализации
Программы"

8. Отдельное "Предоставление областной 20000 20000 20000 20000 20960 21945,1 22910,7 23873 169688,8
мероприятие субсидий оператору бюджет
по закупкам
топлива для
отопления
жилищного фонда и
объектов
социальной сферы"






Приложение № 4

Паспорт подпрограммы
"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности
в Кировской области" на 2014 - 2020 годы
(далее - Подпрограмма)


Ответственный департамент энергетики и газификации Кировской области
исполнитель
Подпрограммы

Соисполнители департамент образования Кировской области, департамент
Подпрограммы здравоохранения Кировской области, департамент
культуры Кировской области, департамент социального
развития Кировской области, управление по делам
архивов Кировской области, администрация Правительства
Кировской области, управление охраны и использования
животного мира Кировской области, управление по
физической культуре и спорту Кировской области,
управление по делам молодежи Кировской области,
департамент лесного хозяйства Кировской области,
управление ветеринарии Кировской области, департамент
экологии и природопользования Кировской области,
департамент по организационному обеспечению
деятельности мировых судей Кировской области,
департамент по вопросам внутренней и информационной
политики Кировской области, управление государственной
службы занятости населения Кировской области,
государственная инспекция по надзору за техническим
состоянием самоходных машин и других видов техники
Кировской области, департамент строительства и
архитектуры Кировской области, управление записи актов
гражданского состояния (ЗАГС) Кировской области

Программно-целевые отсутствуют
инструменты
Подпрограммы

Цели Подпрограммы обеспечение ускорения перевода экономики области на
энергоэффективный путь развития;
снижение энергоемкости валового регионального продукта
(далее - ВРП) Кировской области;
повышение энергетической безопасности Кировской
области

Задачи совершенствование энергетического менеджмента;
Подпрограммы оснащение приборами учета используемых ЭР в жилищном
фонде;
предынвестиционная подготовка проектов и мероприятий в
области энергосбережения и повышения энергетической
эффективности;
модернизация оборудования, используемого для выработки
тепловой энергии, передачи электрической и тепловой
энергии, в том числе замена оборудования на
оборудование с более высоким коэффициентом полезного
действия

Целевые показатели энергоемкость валового регионального продукта; доля
эффективности объема ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с
реализации использованием ПУ, в общем объеме ЭЭ, потребляемой
Подпрограммы (используемой) на территории Кировской области; доля
объема ТЭ, расчеты за которую осуществляются с
использованием ПУ, в общем объеме ТЭ, потребляемой
(используемой) на территории Кировской области; доля
объема холодной воды (далее - ХВ), расчеты за которую
осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ХВ,
потребляемой (используемой) на территории Кировской
области; доля объема горячей воды (далее - ГВ),
расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ,
в общем объеме ГВ, потребляемой (используемой) на
территории Кировской области; доля объема ПГ, расчеты
за который осуществляются с использованием ПУ, в общем
объеме ПГ, потребляемого (используемого) на территории
Кировской области; доля объема ЭР, производимых с
использованием возобновляемых источников энергии и
(или) вторичных ЭР, в общем объеме ЭР, производимых на
территории Кировской области; доля потерь ЭЭ при ее
передаче по муниципальным электрическим сетям;
количество руководителей, специалистов органов
государственной власти, областных государственных
учреждений, прошедших обучение по курсу
"Энергосбережение и повышение энергетической
эффективности"; количество предоставленных сводных
отчетов оператору государственной информационной
системы в области энергосбережения и повышения
энергетической эффективности

Этапы и сроки 2014 - 2020 годы, разделение на этапы не
реализации предусматривается
Подпрограммы

Объемы общий объем финансирования - 928612,2 тыс. рублей, в
ассигнований том числе:
Подпрограммы средства областного бюджета - 393112,2 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 500,0 тыс. рублей (по
соглашению);
внебюджетные средства - 535000,0 тыс. рублей (по
соглашению)

Ожидаемые конечные снижение энергоемкости валового регионального продукта
результаты до 26,1 кг условного топлива/тыс. рублей ВРП;
реализации сохранение до 99% доли ЭЭ, расчеты за которую
Подпрограммы осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ЭЭ,
потребляемой (используемой) на территории Кировской
области; увеличение до 90% доли объема ТЭ, расчеты за
которую осуществляются с использованием ПУ, в общем
объеме ТЭ, потребляемой (используемой) на территории
Кировской области; увеличение до 95% доли объема ХВ,
расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ,
в общем объеме ХВ, потребляемой (используемой) на
территории Кировской области; увеличение до 95% доли
объема ГВ, расчеты за которую осуществляются с
использованием ПУ, в общем объеме ГВ, потребляемой
(используемой) на территории Кировской области;
увеличение до 100% доли объема ПГ, расчеты за который
осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ПГ,
потребляемого (используемого) на территории Кировской
области; увеличение до 17,7% доли объема ЭР,
производимых с использованием возобновляемых
источников энергии и (или) вторичных ЭР, в общем
объеме ЭР, производимых на территории Кировской
области; сокращение до 14% доли потерь ЭЭ при ее
передаче по муниципальным электрическим сетям;
ежегодное обучение 120 руководителей, специалистов
органов государственной власти, областных
государственных учреждений по курсу "Энергосбережение
и повышение энергетической эффективности"; ежегодное
предоставление 49 сводных отчетов оператору
государственной информационной системы в области
энергосбережения и повышения энергетической
эффективности


1. Общая характеристика сферы реализации Подпрограммы,
в том числе формулировки основных проблем в указанной сфере
и прогноз ее развития

Кировская область с точки зрения потребления ЭР является энергодефицитной. 40% потребляемой электроэнергии поступает перетоками из других регионов, все первичные энергоресурсы, кроме торфа и древесины, являются завозными.
Почти полное обеспечение первичными энергоносителями от внешних поставщиков ставит экономику Кировской области в зависимость от условий поставки и цен на ЭР, диктуемых поставщиками, и снижает энергетическую безопасность региона.
Одной из основных причин напряженного состояния в топливно-энергетическом комплексе Кировской области является низкая энергетическая эффективность экономики. Расход первичных энергетических ресурсов в расчете на единицу валового внутреннего продукта значительно больше, чем у стран с развитой экономикой, которые активно проводят государственную энергосберегающую политику, осуществляют финансовую поддержку энергосбережения и законодательное регулирование энергоэффективности в сфере энергопотребления.
В Кировской области недостаточно внедряется энергосберегающей техники и материалов, приборов учета и регулирования расхода энергоресурсов, слабо внедряются передовые энергосберегающие технологии. Недостаточно развита сфера малой энергетики на основе утилизации органических отходов и переработки ресурсов сельского и лесного хозяйства. Такому положению дел способствует отсутствие надлежащей информационной базы, отсутствие финансовых средств у производителей и потребителей продукции, значительные сложности с получением кредитов и заемных средств, отсутствие государственного стимулирования в сфере энергосбережения.
Низкий уровень энергоэффективности экономики России и Кировской области отражается в нижеприведенных показателях энергоемкости валового внутреннего продукта (далее - ВВП) и ВРП.

Показатели энергоемкости в 2007 году

(кг условного топлива/тыс. рублей
ВВП (ВРП))

Канада (страна со сходным Россия Кировская область
климатом, территорией)

12 20 45,5


Данные показатели характеризуют отрыв Кировской области от России и зарубежных стран в рациональном использовании энергии. Расточительное использование ЭР ведет к комплексу социально-экономических проблем, в связи с этим энергоэффективность и энергосбережение являются одними из основных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, принятой постановлением Правительства области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года" (с изменением, внесенным постановлением Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/432).
Низкая эффективность использования дорогостоящих энергетических ресурсов в области во многом обусловлена несовершенством системы управления энергосбережением, а также недоработанностью или отсутствием необходимых нормативно-правовых, финансово-экономических механизмов, недостаточным и некомплексным их применением. Данная ситуация не стимулирует производителей и потребителей энергоресурсов снижать затраты на энергоносители.
Также сказывается недостаток квалифицированных кадров в области энергосбережения. Не осуществляются целенаправленное обучение специалистов и пропаганда эффективных методов экономии ЭР на производстве и в быту. Не использован потенциал средств массовой информации в пропаганде вопросов энергосбережения.
Непринятие мер для повышения эффективности потребления ЭР приведет к комплексу социально-экономических проблем, в первую очередь, снижению конкурентоспособности всех отраслей экономики, что особенно остро может сказаться в период вхождения России во Всемирную торговую организацию.
В связи с этим энергоэффективность и энергосбережение являются одними из основных приоритетов Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года.
Реализация мероприятий по энергоэффективности является альтернативой обеспечению экономики региона в энергомощностях, поскольку инвестиции в энергосберегающие проекты до 8 раз меньше затрат, необходимых для создания аналогичных генерирующих мощностей.

2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации
Подпрограммы, цели, задачи, целевые показатели эффективности
реализации Подпрограммы, описание ожидаемых конечных
результатов реализации Подпрограммы, сроков и этапов
реализации Подпрограммы

Потребность в повышении эффективности использования ЭР диктуется Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 № 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", а также Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 № 1715-р "Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года".
Основными целями Подпрограммы являются:
обеспечение ускорения перевода экономики области на энергоэффективный путь развития;
снижение энергоемкости валового регионального продукта Кировской области (далее - ВРП);
повышение энергетической безопасности Кировской области.
Данные цели достигаются за счет решения следующих задач:
совершенствование энергетического менеджмента;
оснащение приборами учета используемых ЭР в жилищном фонде;
предынвестиционная подготовка проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
модернизация оборудования, используемого для выработки тепловой энергии, передачи электрической и тепловой энергии, в том числе замена оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия.
Ожидаемый результат от реализации задач выражается в достижении определенных значений целевых показателей.
Важнейшим показателем эффективности реализации Подпрограммы является энергоемкость ВРП.
Целевыми показателями эффективности реализации Подпрограммы являются следующие расчетные показатели.
На основании статистической информации по данным, представленным Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области:
отдельное мероприятие "Сокращение бюджетных расходов на потребление ЭР":
энергоемкость валового регионального продукта;
доля объема ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
доля объема ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
доля объема ХВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ХВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
доля объема ГВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ГВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
доля объема ПГ, расчеты за который осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ПГ, потребляемого (используемого) на территории Кировской области;
доля объема ЭР, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР, в общем объеме ЭР, производимых на территории Кировской области.
На основании ведомственной отчетности департамента энергетики и газификации Кировской области:
доля потерь ЭЭ при ее передаче по муниципальным электрическим сетям;
количество руководителей, специалистов органов государственной власти, областных государственных учреждений, прошедших обучение по курсу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности";
количество предоставленных сводных отчетов оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Показатель "Энергоемкость валового регионального продукта" является расчетным и определяется по формуле:



Э - энергоемкость валового регионального продукта (кг условного топлива/тыс. рублей);
- потребление топливно-энергетических ресурсов (кг условного топлива), данные таблицы № ТЭБ 3 краткого расчетного топливно-энергетического баланса Кировской области, предоставляемого Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
ВРП - валовой региональный продукт Кировской области (тыс. рублей), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Показатель "Доля объема ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области" определяется по формуле:



- доля объема ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области (%);
- объем электроэнергии, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ (тыс. кВт.ч), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
- полезный отпуск электроэнергии на территории области (тыс. кВт.ч), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Показатель "Доля объема ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области" определяется по формуле:



- доля объема ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области (%);
- объем тепловой энергии, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ (тыс. Гкал), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
- полезный отпуск тепловой энергии на территории области (тыс. Гкал), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Показатель "Доля объема ХВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ХВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области" определяется по формуле:



- доля объема ХВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ХВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области (%);
- объем ХВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ (тыс. кубических метров), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
- полезный отпуск ХВ на территории области (тыс. кубических метров), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Показатель "Доля объема ГВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ГВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области" определяется по формуле:



- доля объема ГВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ГВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области (%);
- объем ГВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ (тыс. кубических метров), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
- полезный отпуск ГВ на территории области (тыс. кубических метров), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Показатель "Доля объема ПГ, расчеты за который осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ПГ, потребляемого (используемого) на территории Кировской области" определяется по формуле:



- доля объема ПГ, расчеты за который осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ПГ, потребляемого (используемого) на территории Кировской области (%);
- объем ПГ, расчеты за который осуществляются с использованием ПУ (тыс. кубических метров), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области;
- объем ПГ, потребленного на территории области (тыс. кубических метров), данные предоставляются Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Кировской области.
Показатель "Доля потерь ЭЭ при ее передаче по муниципальным электрическим сетям" предоставляется органами местного самоуправления.
Ожидаемые конечные результаты реализации Подпрограммы:
снижение энергоемкости валового регионального продукта до 26,1 кг условного топлива/тыс. рублей ВРП;
сохранение до 99% доли ЭЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ЭЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
увеличение до 90% доли объема ТЭ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ТЭ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
увеличение до 95% доли объема ХВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ХВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
увеличение до 95% доли объема ГВ, расчеты за которую осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ГВ, потребляемой (используемой) на территории Кировской области;
увеличение до 100% доли объема ПГ, расчеты за который осуществляются с использованием ПУ, в общем объеме ПГ, потребляемого (используемого) на территории Кировской области;
увеличение до 17,7% доли объема ЭР, производимых с использованием возобновляемых источников энергии и (или) вторичных ЭР, в общем объеме ЭР, производимых на территории Кировской области;
сокращение до 14% доли потерь ЭЭ при ее передаче по муниципальным электрическим сетям;
ежегодное обучение 120 руководителей, специалистов органов государственной власти, областных государственных учреждений по курсу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности";
ежегодное предоставление 49 сводных отчетов оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Сроки реализации Подпрограммы: 2014 - 2020 годы. Разделение на этапы не предусматривается.

3. Обобщенная характеристика мероприятий Подпрограммы

В рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Кировской области" на 2014 - 2020 годы осуществляются следующие отдельные мероприятия:
отдельное мероприятие "Совершенствование энергетического менеджмента", которое направлено на:
организацию повышения квалификации руководителей, специалистов органов государственной власти (далее - ОГВ), областных государственных учреждений (далее - ОГУ) по курсу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" (в целях финансового обеспечения организации повышения квалификации руководителей, специалистов ОГВ, ОГУ по курсу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности" Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр энергетической эффективности" предоставляются субсидии на выполнение государственного задания на предоставление государственных услуг в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/771 "Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям, подведомственным департаменту энергетики и газификации Кировской области");
предоставление физическим лицам, организациям, ОГВ, органам местного самоуправления информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений путем ее представления оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и размещения в сети Интернет (в целях финансового обеспечения предоставления физическим лицам, организациям, ОГВ, органам местного самоуправления информации о требованиях законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о ходе реализации его положений путем ее представления оператору государственной информационной системы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и размещения в сети Интернет Кировскому областному государственному образовательному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Региональный центр энергетической эффективности" предоставляются субсидии на выполнение государственного задания на предоставление государственных услуг в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 27.12.2011 № 134/771 "Об утверждении порядка определения объема и условия предоставления субсидий из областного бюджета государственным бюджетным учреждениям, подведомственным департаменту энергетики и газификации Кировской области");
информационное обеспечение реализации Подпрограммы, в том числе освещение в средствах массовой информации, проведение конференций, выставок, семинаров и иных мероприятий по пропаганде энергосбережения;
отдельное мероприятие "Сокращение бюджетных расходов на потребление энергетических ресурсов" (далее - ЭР), в рамках которого осуществляются:
организация проведения энергетических обследований в ОГВ и ОГУ;
реализация ОГВ и ОГУ программ по энергосбережению по итогам проведенных энергетических обследований;
регулирование цен (тарифов), направленные на стимулирование энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе переход к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, введение социальной нормы потребления энергетических ресурсов и дифференцированных цен (тарифов) на ЭР в пределах и свыше социальной нормы потребления, введение цен (тарифов), дифференцированных по времени суток, выходным и рабочим дням;
учет в инвестиционных и производственных программах производителей тепловой энергии (далее - ТЭ), электросетевых организаций, теплосетевых организаций, организаций водоснабжения и водоотведения, разработанных ими в установленном законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности порядке программ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
предынвестиционная подготовка проектов и мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, включая разработку технико-экономических обоснований, бизнес-планов, разработку схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также проведение энергетических обследований;
оснащение приборами учета (далее - ПУ) используемых ЭР в жилищном фонде, в том числе с использованием интеллектуальных ПУ, автоматизированных систем и систем диспетчеризации;
расширение использования в качестве источников энергии вторичных ЭР и (или) возобновляемых источников энергии;
замещение бензина и дизельного топлива, используемых транспортными средствами в качестве моторного топлива, природным газом (далее - ПГ), газовыми смесями, сжиженным углеводородным газом, ЭЭ (далее - ЭЭ) с учетом доступности использования, близости расположения к источникам ПГ, газовых смесей, ЭЭ и экономической целесообразности такого замещения, а также с учетом тарифного регулирования и доступности гражданам платы;
модернизация оборудования, используемого для выработки ТЭ, передачи ЭЭ и ТЭ, в том числе замена оборудования на оборудование с более высоким коэффициентом полезного действия, внедрение инновационных решений и технологий в целях повышения энергетической эффективности осуществления регулируемых видов деятельности; снижение потребления ЭР на собственные нужды при осуществлении регулируемых видов деятельности; сокращение потерь ЭЭ, ТЭ при их передаче; сокращение объемов ЭЭ, используемой при передаче (транспортировке) воды; сокращение потерь воды при ее передаче.
Перечень мероприятий Подпрограммы приведен в приложении № 2 к Государственной программе.

4. Основные меры правового регулирования
в сфере реализации Подпрограммы

Необходимость в принятии дополнительных нормативных правовых актов в сфере энергоэффективности отсутствует.

5. Ресурсное обеспечение Подпрограммы

Объем финансирования Подпрограммы в 2014 - 2020 годах составит 936198,6 тыс. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 393112,2 тыс. рублей;
средства местных бюджетов - 500,00 тыс. рублей (по соглашению);
внебюджетные средства - 535000,0 тыс. рублей (привлекаются по соглашению).
Информация о расходах на реализацию Подпрограммы за счет средств областного бюджета представлена в приложении № 2 к Государственной программе.
Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации Подпрограммы за счет всех источников финансирования представлена в приложении № 3 к Государственной программе.

6. Анализ рисков реализации Подпрограммы
и описание мер управления рисками

Одним из факторов риска является недостаточное финансирование мероприятий Подпрограммы, в том числе за счет средств областного бюджета. Недофинансирование может привести к неисполнению требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и, соответственно, привлечению как должностных, так и юридических лиц к административной ответственности.
В целях снижения указанных рисков необходимо определять приоритетные направления финансирования, а также привлекать средства федерального бюджета и внебюджетные средства.

7. Методика оценки эффективности реализации Подпрограммы

Оценка эффективности реализации Подпрограммы проводится ежегодно на основе оценки достижения показателей эффективности реализации Подпрограммы, сравнения фактических сроков реализации мероприятий Подпрограммы с запланированными, а также с учетом объема ресурсов, направленных на реализацию Подпрограммы.
Оценка достижения показателей эффективности реализации Подпрограммы осуществляется по формуле:



- оценка достижения показателей эффективности реализации Подпрограммы (%);
- степень достижения i-го показателя эффективности реализации Подпрограммы (%);
n - количество показателей эффективности реализации Подпрограммы.
Степень достижения i-го показателя эффективности реализации Подпрограммы рассчитывается путем сопоставления фактически достигнутых и плановых значений показателей эффективности реализации Подпрограммы за отчетный период по следующим формулам:
для показателей, желательной тенденцией развития которых является рост значений:



для показателей, желательной тенденцией развития которых является снижение значений:



- плановое значение i-го показателя эффективности реализации Подпрограммы (соответствующих единиц измерения),
- фактическое значение i-го показателя эффективности реализации Подпрограммы (соответствующих единиц измерения).
Оценка сравнения фактических сроков реализации мероприятий Подпрограммы по конкретным объектам, утверждаемым Правительством Кировской области, с запланированными осуществляется по формуле:



- уровень выполнения мероприятий Подпрограммы (%);
- количество мероприятий Подпрограммы, выполненных в срок за отчетный период, на основе ежегодных отчетов об исполнении плана реализации Подпрограммы (единиц);
- количество мероприятий Подпрограммы, запланированных к выполнению в отчетном периоде в плане реализации Подпрограммы (единиц).
Если мероприятие, включенное в план реализации Подпрограммы, является переходящим, оценка его выполнения осуществляется по окончании срока его реализации, указанного в плане реализации Подпрограммы.
Оценка объема ресурсов, направленных на реализацию Подпрограммы, осуществляется путем сопоставления фактических и плановых объемов финансирования Подпрограммы в целом за счет всех источников финансирования за отчетный период по формуле (%):



- коэффициент финансирования Подпрограммы в целом;
- фактический объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования, направленный в отчетном периоде на реализацию мероприятий Подпрограммы (средства областного бюджета - в соответствии с законом Кировской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период) (тыс. рублей);
- плановый объем финансовых ресурсов за счет всех источников финансирования на реализацию мероприятий Подпрограммы на соответствующий отчетный период, установленный Государственной программой (тыс. рублей).
Оценка эффективности реализации Подпрограммы производится по формуле:



- оценка эффективности реализации Подпрограммы (%);
- оценка достижения показателей эффективности реализации Подпрограммы (%);
- уровень выполнения мероприятий Подпрограммы (%);
- коэффициент финансирования Подпрограммы в целом.
В целях оценки эффективности реализации Подпрограммы устанавливаются следующие критерии:
если значение показателя Эпр равно 80% и выше, то уровень эффективности реализации Подпрограммы оценивается как высокий;
если значение показателя Эпр от 50 до 80%, то уровень эффективности реализации Подпрограммы оценивается как удовлетворительный;
если значение показателя Эпр ниже 50%, то уровень эффективности реализации Подпрограммы оценивается как неудовлетворительный.

8. Участие акционерных обществ, созданных с участием
Кировской области, общественных, научных и иных организаций,
а также государственных внебюджетных фондов
в реализации Подпрограммы

К реализации Подпрограммы могут привлекаться предприятия сферы топливно-энергетического комплекса, а также потребители промышленности, жилищного фонда, предприятия агропромышленного комплекса, иные коммерческие и некоммерческие организации при условии обоснованности их участия.

Акционерные общества, созданные с участием Кировской области, общественные, научные организации, а также государственные внебюджетные фонды в реализации Государственной программы не участвуют.


------------------------------------------------------------------