Решение Арбитражного суда Кировской области от 15.10.2013 по делу N А28-9290/2013-309/16 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим решения Яранской районной Думы Кировской области от 27.06.2013 N 253 "Об утверждении Перечня общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18-ти лет" в части включения в указанный Перечень кафе "Турист", магазина "Кирюша", баров "Ерофеич", "Соколинка" и "Спорт-бар">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 октября 2013 г. по делу № А28-9290/2013-309/16

Резолютивная часть решения объявлена 8 октября 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 15 октября 2013 года.
Арбитражный суд Кировской области в составе: председательствующего судьи Шмырина С.Ю., судей Волковой С.С., Хлюпиной Н.П., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарем судебного заседания С.Д., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Яранского районного потребительского общества (ИНН 4339000554, ОГРН 1024301288307, место нахождения: 612260, г. Яранск, ул. Кирова, 28) к Яранской районной Думе Яранского района Кировской области (место нахождения: 612260, Кировская область, г. Яранск, ул. Кирова, 10) о признании недействующим решения Яранской районной Думы Яранского района Кировской области от 27.06.2013 № 253 "Об утверждении Перечня общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18-ти лет" в части, при участии в судебном заседании представителя заявителя С.Ю., по доверенности от 11.01.2013,

установил:

Яранское районное потребительское общество (далее - заявитель, Яранское РайПО, потребительское общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Яранской районной Думе Кировской области (далее - ответчик, Яранская районная Дума, Дума) о признании недействующим решения от 27.06.2013 № 253 "Об утверждении Перечня общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18-ти лет" в части включения в указанный Перечень кафе "Турист", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Рудницкого, д. 5, магазина "Кирюша", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Мицкевича, бара "Ерофеич", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Рудницкого, д. 26а, бара "Соколинка", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Чернышевского, д. 4, бара "Спорт-бар", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Кирова, д. 33а, как не соответствующего пункту 1 статьи 3, статье 6 Закона Кировской области от 9 ноября 2009 года № 440-ЗО "О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области" (далее - Закон № 440-ЗО). Заявитель указывает, что кафе "Турист", магазин "Кирюша", бар "Ерофеич", бар "Соколинка", бар "Спорт-бар" являются предприятиями общественного питания. Данные объекты относятся к категории заведений смешанного типа, в которых помимо продажи алкогольной продукции реализуются продукты питания. Кафе "Турист" является единственным предприятием общественного питания на территории автостанции г. Яранска. С момента введения ограничения на посещение названных кафе, магазина, баров лицами, не достигшими 18 лет, существенно сократился розничный оборот выпускаемой и выпечной продукции, полуфабрикатов (в том числе собственного производства), готовых блюд и горячих напитков. Яранское РайПО полагает, что Думой при вынесении оспариваемого акта нарушен порядок определения мест, нахождение в которых детей не допускается, определенный статьей 6 Закона № 440-ЗО.
Ответчиком направлен отзыв на заявление, в котором указывается на законность и обоснованность принятия Яранской районной Думой оспариваемого нормативного акта. Со ссылкой на Закон № 440-ЗО Дума указывает, что принадлежащие Яранскому РайПО кафе "Турист", магазин "Кирюша", бар "Ерофеич", бар "Соколинка", бар "Спорт-бар" относятся к категории иных мест, указанных в статье 3 Закона № 440-ЗО, нахождение в которых лиц, не достигших возраста 18 лет, может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию. Ответчик поясняет, что в экспертную комиссию поступило мотивированное предложение администрации Яранского городского поселения и администрации Знаменского сельского поселения о включении в том числе названных кафе, магазина и баров в Перечень. Оценка предложений произведена экспертной комиссией в соответствии с положениями статьи 6 Закона № 440-ЗО. Кроме того, Дума ссылается на обязанность представительного органа муниципального района по включению в Перечень мест, нахождение в которых детей не допускается.
Яранская районная Дума, извещенная о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явку уполномоченного представителя в судебное заседание не обеспечила, направила дополнительные доказательства по делу и ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
Руководствуясь положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебном заседании представитель потребительского общества настаивает на удовлетворении заявленного требования, полагает, что ответчиком не представлено доказательств обоснованности включения кафе "Турист", магазина "Кирюша", бара "Ерофеич", бара "Соколинка", бара "Спорт-бар" в Перечень мест, в которых не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет. С момента введения ограничения на посещение кафе лицами, не достигшими 18 лет, существенно сократился розничный оборот выпускаемой и реализуемой выпечной продукции и горячих напитков.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд установил следующие фактические обстоятельства.
Постановлением администрации Яранского муниципального района Кировской области от 18.01.2010 № 24 создана экспертная комиссия для определения мест, в которых не допускается нахождение детей (далее - экспертная комиссия).
11.06.2013 в экспертную комиссию поступило предложение администрации Яранского городского поселения о включении в Перечень 18 торговых точек, находящихся в г. Яранске. В обоснование предложения администрация Яранского городского поселения указала, что в перечисленных торговых точках реализуются винно-водочные изделия, в том числе в розлив, нахождение несовершеннолетних в присутствии лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, отрицательно сказывается на их психическом здоровье. Кроме того, в предложении приведены сведения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Яранского района, а также данные полиции за период с 01.01.2013 по 30.04.2013.
В период с 17.06.2013 по 19.06.2013 рабочей группой в составе членов экспертной комиссии осуществлен осмотр торговых точек г. Яранска, в ходе которого установлено, что в кафе "Турист", магазине "Кирюша", баре "Ерофеич", баре "Соколинка", баре "Спорт-бар" осуществляется продажа винно-водочной продукции и пива в розлив.
19.06.2013 на заседании экспертной комиссии принято решение о выдаче заключения по оценке предложений администрации Яранского городского поселения и администрации Знаменского сельского поселения по определению мест, нахождение в которых детей не допускается, и вынесении на рассмотрение Яранской районной Думы Кировской области перечня общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18 лет. К указанному протоколу прилагался соответствующий перечень мест, нахождение детей в которых не допускается с перечислением объектов, предназначенных для розничной продажи алкогольной продукции. В указанный перечень включено 5 вышеназванных объектов Яранского РайПО, находящихся на территории Яранского городского поселения.
Из заключения экспертной комиссии от 19.06.2013 следует, что комиссия по названному вопросу, рассмотрев предложения администрации Яранского городского поселения и администрации Знаменского сельского поселения установила, что пребывание несовершеннолетних в 18 учреждениях, находящихся на территории Яранского городского поселения (в том числе в кафе "Турист", магазине "Кирюша", баре "Ерофеич", баре "Соколинка", баре "Спорт-бар"), и 1 учреждении, находящемся в Знаменском сельском поселении, может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию, поскольку названные учреждения реализуют винно-водочные изделия, в том числе в розлив, нахождение несовершеннолетних в присутствии лиц, находящихся в нетрезвом состоянии, отрицательно сказывается на их психическом здоровье. Экспертная комиссия рекомендовала Яранской районной Думе утвердить перечень общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18 лет.
27.06.2013 решением Яранской районной Думы № 253 Перечень утвержден. В него в том числе включены принадлежащие Яранскому РайПО кафе "Турист", магазин "Кирюша", бар "Ерофеич", бар "Соколинка", бар "Спорт-бар".
Данное решение опубликовано в районной газете "Отечество", № 84 (13845) от 13.07.2013.
Считая, что решение Яранской районной Думы от 27.06.2013 № 253 вынесено с нарушением требований действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Яранского РайПО в сфере предпринимательской деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд с требованием признать его недействующим в части включения в Перечень кафе "Турист", магазина "Кирюша", бара "Ерофеич", бара "Соколинка", бара "Спорт-бар".
Учитывая вышеназванные обстоятельства, Арбитражный суд приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно частям 4 и 5 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных его положений, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Частью 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации предусмотрено, что дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
Пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" определено, что законами субъектов Российской Федерации в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию могут устанавливаться меры по недопущению нахождения детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
В пункте 7 указанной статьи установлено, что органы местного самоуправления с учетом положений настоящей статьи и в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации, могут определять на территории соответствующего муниципального образования места, нахождение в которых детей в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи не допускается.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона № 440-ЗО в целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, перечень которых утверждается в соответствии со статьей 6 настоящего Закона, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 440-ЗО перечни мест, нахождение в которых детей в соответствии со статьей 3 настоящего Закона не допускается (далее - места, нахождение в которых детей не допускается), утверждаются представительным органом муниципального района (городского округа) с учетом культурных и иных местных традиций.
Пунктом 2 данной статьи установлено, что определение мест, нахождение в которых детей не допускается, осуществляется на основании предложений, направляемых в органы местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) органами местного самоуправления, органами государственной власти, государственными органами, учреждениями, общественными организациями, гражданами.
Для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых детей не допускается, органами местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) создаются экспертные комиссии (пункт 3 статьи 6 Закона № 440-ЗО). Порядок формирования и деятельности экспертной комиссии с учетом положений настоящей статьи устанавливается муниципальным правовым актом (пункт 6 статьи 6 Закона № 440-ЗО).
Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 440-ЗО результатом оценки предложений по определению мест, нахождение в которых детей не допускается, является заключение.
Как следует из материалов дела и установлено Арбитражным судом, 11.06.2013 в экспертную комиссию поступило предложение администрации Яранского городского поселения о включении в Перечень 18 торговых точек, находящихся в г. Яранске, в том числе о включении в Перечень кафе "Турист", магазина "Кирюша", бара "Ерофеич", бара "Соколинка", бара "Спорт-бар". В обоснование своего предложения администрация Яранского городского поселения указала, что в данных торговых точках реализуются вино-водочные изделия, в том числе в розлив, находятся несовершеннолетние в присутствии нетрезвых лиц, что отрицательно сказывается на психическом здоровье несовершеннолетних. Кроме того, в указанном предложении приведены сведения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Яранского района о количестве семей, поставленных на учет, в связи с употреблением спиртных напитков и невыполнением обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей; сведения полиции за период с 01.01.2013 по 30.04.2013 о количестве лиц, доставленных в состоянии алкогольного опьянения с территорий кафе "Турист", магазина "Кирюша", бара "Ерофеич", бара "Соколинка", бара "Спорт-бар"; сведения об обращениях жителей города, содержащих просьбы принять меры к родителям, употребляющим спиртные напитки в присутствии малолетних детей.
В период с 17.06.2013 по 19.06.2013 рабочей группой в составе членов экспертной комиссии осуществлен осмотр торговых точек г. Яранска, в ходе которого установлено, что в кафе "Турист", магазине "Кирюша", баре "Ерофеич", баре "Соколинка", баре "Спорт-бар" осуществляется продажа винно-водочной продукции и пива в розлив. Указанные обстоятельства подтверждаются актами осмотра торговых точек от 17.06.2013 - 19.06.2013.
На заседании экспертной комиссии 19.06.2013 принято решение о выдаче заключения по оценке предложений администрации Яранского городского поселения и администрации Знаменского сельского поселения по определению мест, нахождение в которых детей не допускается, и вынесении на рассмотрение Яранской районной Думы Кировской области перечня общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18 лет. Из заключения экспертной комиссии следует, что пребывание несовершеннолетних в 18 учреждениях, находящихся на территории Яранского городского поселения, и в одном учреждении, находящемся в Знаменском сельском поселении, может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию. Экспертная комиссия рекомендовала Яранской районной Думе утвердить перечень общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18 лет.
Изложенное позволяет сделать вывод, что при отнесении кафе "Турист", магазина "Кирюша", бара "Ерофеич", бара "Соколинка", бара "Спорт-бар" к местам, нахождение в которых детей не допускается, были приняты во внимание деятельность по продаже алкогольной продукции в розлив, употребление спиртных напитков взрослыми, в том числе родителями в присутствии малолетних детей, количество лиц в состоянии алкогольного опьянения, доставляемых с территорий кафе "Турист", магазина "Кирюша", бара "Ерофеич", бара "Соколинка", бара "Спорт-бар", неблагоприятная ситуация, связанная с употреблением в семьях спиртных напитков и невыполнением родителями обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей. Перечень определен на основании предложений органов местного самоуправления. Оценка предложений об определении мест, нахождение в которых детей не допускается, осуществлена экспертной комиссией. По результатам комплексной оценки предложений по определению мест, нахождение в которых детей не допускается, экспертной комиссией сделано заключение о том, что пребывание несовершеннолетних в том числе в кафе "Турист", магазине "Кирюша", баре "Ерофеич", баре "Соколинка", баре "Спорт-бар" может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психологическому, духовному и нравственному развитию. Результатом оценки предложений по определению мест, нахождение в которых детей не допускается, стало заключение. Решением Яранской районной Думы от 27.06.2013 № 253 утвержден Перечень.
При таких обстоятельствах решение Думы от 27.06.2013 № 253 "Об утверждении Перечня общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18-ти лет" в части включения в Перечень мест, в которых не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, кафе "Турист", магазина "Кирюша", бара "Ерофеич", бара "Соколинка", бара "Спорт-бар" соответствует пункту 1 статьи 3, статье 6 Закона № 440-ЗО.
Доказательства, подтверждающие, что названное решение в оспариваемой части нарушает права и законные интересы заявителя, отсутствуют.
Утверждение Яранского РайПО о том, что с момента введения ограничения на посещение названных кафе, магазина, баров лицами, не достигшими 18 лет, существенно сократился розничный оборот выпускаемой и выпечной продукции, полуфабрикатов (в том числе собственного производства), готовых блюд и горячих напитков, Арбитражным судом не принимается как безосновательное.
Доводы потребительского общества о том, что спорные объекты относятся к категории заведений смешанного типа, в которых помимо продажи алкогольной продукции реализуются продукты питания, кафе "Турист" является единственным предприятием общественного питания на территории автостанции г. Яранска, Арбитражным судом отклоняются, как не свидетельствующие о неправомерности оспариваемого в части нормативного акта.
Ссылка заявителя на то, что при вынесении оспариваемого акта нарушен порядок определения мест, нахождение в которых детей не допускается, определенный статьей 6 Закона № 440-ЗО, Арбитражным судом не может быть принята за основу, как не соответствующая обстоятельствам дела.
При изложенных обстоятельствах в удовлетворении заявленных требований должно быть отказано.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей относятся на Яранское РайПО.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 194, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

отказать в удовлетворении требования Яранского районного потребительского общества (ИНН 4339000554, ОГРН 1024301288307, место нахождения: 612260, г. Яранск, ул. Кирова, 28) о признании недействующим решения Яранской районной Думы Яранского района Кировской области от 27.06.2013 № 253 "Об утверждении Перечня общественных мест на территории муниципального образования Яранский муниципальный район, в которых не допускается нахождение детей, не достигших 18-ти лет" в части включения в Перечень мест, в которых не допускается нахождение детей, не достигших возраста 18 лет, кафе "Турист", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Рудницкого, д. 5, магазина "Кирюша", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Мицкевича, бара "Ерофеич", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Рудницкого, д. 26а, бара "Соколинка", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Чернышевского, д. 4, бара "Спорт-бар", находящегося по адресу: г. Яранск, ул. Кирова, д. 33а, как не соответствующего пункту 1 статьи 3, статье 6 Закона Кировской области от 9 ноября 2009 года № 440-ЗО "О мерах по обеспечению безопасного пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области".
Решение Арбитражного суда вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Жалоба подается через Арбитражный суд Кировской области.

Председательствующий судья
С.Ю.ШМЫРИН

Судьи
С.С.ВОЛКОВА
Н.П.ХЛЮПИНА


------------------------------------------------------------------