Распоряжение Правительства Кировской области от 05.02.2013 N 20 "О Концепции развития местного самоуправления в Кировской области на 2013 - 2015 годы"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. № 20

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2015 ГОДЫ

В целях дальнейшего развития местного самоуправления в Кировской области и реализации реформы местного самоуправления:
1. Утвердить Концепцию развития местного самоуправления в Кировской области на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Органам исполнительной власти Кировской области в своей деятельности руководствоваться Концепцией и учитывать ее положения при разработке проектов правовых актов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области в срок до 01.04.2013 разработать планы по реализации Концепции.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ





Утверждена
распоряжением
Правительства области
от 5 февраля 2013 г. № 20

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2013 - 2015 ГОДЫ

1. Общие положения

Концепция развития местного самоуправления в Кировской области на 2013 - 2015 годы (далее - Концепция) принята в развитие Концепции развития местного самоуправления в Кировской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Кировской области от 28.04.2009 № 86 "О Концепции развития местного самоуправления в Кировской области на 2009 - 2012 годы". Концепция направлена на дальнейшее совершенствование территориальной организации местного самоуправления, повышение качества управления территориями муниципальных образований, снижение административных издержек, упорядочение использования бюджетных средств, повышение гражданской активности населения.
Правовой основой Концепции являются Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Устав Кировской области, законы Кировской области, указы Губернатора Кировской области, постановления и распоряжения Правительства Кировской области, регулирующие вопросы местного самоуправления.
Концепция - это базовый документ, с учетом которого будут разрабатываться нормативные правовые акты в сфере местного самоуправления.
В Концепции с учетом достигнутых результатов определены цели, основные направления и задачи развития местного самоуправления в Кировской области, механизмы и сроки реализации которых будут конкретизированы в планах действий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Современное состояние местного самоуправления
в Кировской области

Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Этот уровень власти, формируемый населением, наделен правом решать вопросы жизнедеятельности населения, исходя из его интересов, исторических и иных традиций. Эффективная система взаимодействия населения и власти обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие муниципального образования, улучшение условий жизни населения.
На начало муниципальной реформы, обусловленной принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), в Кировской области уже был накоплен определенный опыт работы по развитию местного самоуправления.
На базе районов и городов областного значения действовало 45 муниципальных образований с одноуровневой системой местного самоуправления.
В рамках реформы местного самоуправления в течение 2003 - 2005 годов в Кировской области была проведена большая организационная работа, главным итогом которой стало создание городских и сельских поселений.
Кировская область приступила к реализации Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ с 01.01.2006 в полном объеме.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ было создано 481 муниципальное образование, в том числе 436 поселений. В 2007 году были проведены первые мероприятия по преобразованию поселений, количество которых сократилось на 33 единицы.
За период 2009 - 2012 годов в результате проведенных преобразований количество муниципальных образований сократилось дополнительно на 77 единиц. В настоящее время в Кировской области действует 371 муниципальное образование, в том числе 39 муниципальных районов, 6 городских округов, 53 городских поселения, 273 сельских поселения. В Орловском, Свечинском, Мурашинском и Богородском районах в процессе преобразования создано 1 городское поселение и 1 сельское поселение. В соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в Свечинском районе Уставами района и Свечинского городского поселения, являющегося административным центром муниципального района, на администрацию муниципального района возложено исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. Процесс преобразования поселений будет продолжен.
Распределение муниципальных образований по численности населения приведено в следующих таблицах:

Таблица 1


Численность населения в городских округах, тыс. человек

Свыше 100 Свыше 50 до 100 Свыше 30 до 50 До 30

Г. Киров Г. Кирово-Чепецк Г. Вятские Поляны, Г. Котельнич, ЗАТО
г. Слободской Первомайский


Таблица 2


Численность населения Количество районов % от общего
в муниципальных районах, количества районов
тыс. человек

Свыше 25 9 23

Свыше 15 до 25 9 23

До 15 21 54


Таблица 3


Численность населения в городских Количество % от общего
и сельских поселениях, тыс. человек поселений количества поселений

Свыше 10 9 3

Свыше 1 до 10 161 49

До 1 156 48


На начало 2012 года среди городских округов наибольшее число жителей в городе Кирове - 502,6 тыс. человек. Из муниципальных районов наибольшую численность населения имеет Омутнинский район - 43,8 тыс. человек. Самым крупным городским поселением является Омутнинское городское поселение - 23,7 тыс. человек, сельским поселением - Орловское сельское поселение Орловского района с численностью населения 5,9 тыс. человек.
Все муниципальные образования Кировской области внесены в Государственный реестр муниципальных образований Российской Федерации.
Во всех муниципальных образованиях сформированы правомочные органы местного самоуправления. Среди избранных глав муниципальных образований высшее образование имеют: в муниципальных районах и городских округах - 96% глав, в городских поселениях - 86% глав, в сельских поселениях - 70% глав. На момент избрания 40% глав не имели опыта работы в органах местного самоуправления. Среди избранных депутатов представительных органов муниципальных образований высшее образование имеют: в муниципальных районах и городских округах - 82% депутатов, в городских поселениях - 61% депутатов, в сельских поселениях - 32% депутатов.
Все муниципальные образования имеют местные бюджеты. В условиях роста обязательств местных бюджетов перед бюджетными учреждениями, а также участия в целевых программах, реализуемых на территории области, объем налоговых поступлений, являющихся основной составляющей собственных доходов бюджетов муниципальных образований, не перекрывает расходных обязательств. В бюджетах городских поселений собственные доходы занимают чуть более 40%, а в бюджетах сельских поселений порядка 30%, что характеризует высокий уровень дотационности городских и сельских поселений.
Согласно отчету об исполнении местных бюджетов городскими сельскими поселениями в 2009 году доля финансовой помощи в общем объем доходов сложилась в размере 68%, в 2010 году она снизилась до 66,1%. В 2011 году с уровнем дотаций выше среднего по области (более 71,5%) исполнены бюджеты 230 из 368 поселений. При этом у 38 сельских поселений доля финансовой помощи составила более 90%. С учетом того, что 75 сельских поселений имеют долю расходов на содержание органов местного самоуправления свыше 50%, без финансовой помощи часть сельских поселений не может осуществлять расходные обязательства даже по содержанию аппарата управления.
Анализ параметров бюджетов поселений свидетельствует, что около 26% бюджетов сельских поселений формируются с общим объемом до 1,5 млн. рублей. При этом большая часть сельских поселений с объемом бюджета менее 1,5 млн. рублей находится в Кильмезском, Котельничском, Малмыжском, Оричевском и Яранском районах. И, как показывает практика, расходы на содержание органов местного самоуправления во многих из этих поселений превышают 60% общего объема расходов бюджета.
В Кировской области завершена работа по разграничению объектов собственности между муниципальными районами и поселениями, входящими в их состав.
Кировская область не первый год занимается внедрением результатов космической деятельности (далее - РКД) и геоинформационных технологий. Необходимость привлечения новых, инновационных технологий возникла не случайно. Кировская область обладает достаточно обширной территорией, богатыми природными ресурсами, которые расположены на поверхности (реки, леса, поля), из полезных ископаемых добываются в основном песок, гравий, торф.
При этом многие районы не имеют должной дорожной инфраструктуры и мало заселены. Все это создает определенные сложности в управлении и развитии территорий, в выполнении контрольных функций в государственном и муниципальном управлении. Возникла очевидная необходимость в комплексном использовании РКД в целях придания региональной и муниципальной экономике инновационного характера, усиления рыночных механизмов, повышения качества жизни населения, расширения спектра оказываемых услуг.
В 2012 году органы местного самоуправления Белохолуницкого, Кирово-Чепецкого, Лебяжского, Юрьянского, Яранского районов поддержали инициативу создания блока муниципальной геоинформационной системы с возможностью интеграции в геоинформационную систему Кировской области, в настоящее время разработчиками региональной геоинформационной системы ведутся работы по ее модернизации.
В Кировской области созданы условия для территориального развития муниципальных образований путем подготовки и утверждения градостроительных документов в рамках областной целевой программы "Развитие жилищного строительства в Кировской области" в 2008 - 2012 годах.
Утверждены 37 схем территориального планирования, в I квартале 2013 года планируется утверждение оставшихся 2 схем территориального планирования (Даровской и Немский районы).
Из 6 городских округов генеральными планами обеспечены 5 (за исключением ЗАТО Первомайский). Из 53 генеральных планов городских поселений утверждены 33, в настоящее время находятся в разработке генеральные планы 20 городских поселений.
Утверждено 28 генеральных планов сельских поселений, в разработке находятся 7 генеральных планов. В 238 сельских поселениях приняты решения об отсутствии необходимости генеральных планов.
Все городские округа и городские поселения Кировской области обеспечены правилами землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки утверждены в 241 сельском поселении, в остальных 32 сельских поселениях завершена их подготовка, процедуры согласования и утверждения планируется провести в I квартале 2013 года.
В городах Киров, Вятские Поляны, Кирово-Чепецк, Котельнич, Слободской, в Белохолуницком, Верхнекамском, Вятскополянском, Зуевском, Кирово-Чепецком, Котельничском, Омутнинском, Слободском, Советском, Юрьянском районах функционирует автоматизированная информационная систем обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД).
В настоящее время во всех муниципальных районах и городских округах и 244 поселениях области разработаны и реализуются среднесрочные программы и (или) планы социально-экономического развития территорий.
Территориальное развитие характеризуется высоким уровнем различия в социально-экономическом положении муниципальных образований. Показатели развития муниципальных образований области за последние годы свидетельствуют о концентрации финансовых, трудовых и интеллектуальных ресурсов в наиболее динамично развивающихся муниципальных образованиях и снижении экономического, трудового и налогового потенциала "слабых" территорий.
Низкий потенциал экономического развития имеет примерно четверть городских (14 городских поселений) и сельских поселений (84 сельских поселения).
Присутствует значительная дифференциация социально-экономического положения поселений по следующим показателям:
доля доходов без учета безвозмездных поступлений в расходах местных бюджетов городских поселений различается более чем в 14 раз, в расходах местных бюджетов сельских поселений - почти в 45 раз;
объем налоговых поступлений на душу населения среди городских поселений различается более чем в 205 раз, среди сельских поселений - более чем в 65 раз;
сохранение и прирост численности населения к 2014 году по сравнению с 2012 годом прогнозируется только в 9 городских и в 43 сельских поселениях;
сохранение и прирост численности молодежи за период с 2012 по 2014 год прогнозируется только в 22 городских и 79 сельских поселениях;
существуют сельские поселения, в которых полностью отсутствуют производственные предприятия, а также отсутствуют организации социальной сферы.
Как правило, наиболее динамично развиваются территории, прилегающие к крупным городским центрам.
В связи с различными уровнями социально-экономического развития территорий поселений в области сложилась положительная практика заключения соглашений между муниципальным районом и поселениями о передаче полномочий по решению ряда вопросов местного значения. В 2012 году 327 поселений заключили соглашения о передаче полномочий, в основном по решению следующих вопросов местного значения: организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжения топливом, дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществления мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями, гражданами с 01.01.2009 на территории области осуществляется ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов Кировской области.
В органах местного самоуправления муниципальных образований области замещают должности муниципальной службы 4148 муниципальных служащих, треть которых работает в органах местного самоуправления поселений. Среди муниципальных служащих высшее образование имеют 74,2%, среднее специальное - 24,3%, среднее - 1,5%, опыт работы до 5 лет - 27%, более 10 лет - 51%, возраст до 40 лет - 42%, свыше 40 до 60 лет - 56,3%, свыше 60 лет - 1,7%.
В связи с тем, что сегодня существует острый дефицит финансовых средств в местных бюджетах на обучение муниципальных служащих и выборных должностных лиц органов местного самоуправления, особенно в бюджетах сельских поселений, постановлением Правительства Кировской области ежегодно утверждалась областная целевая программа "Развитие системы подготовки выборных должностных лиц и муниципальных служащих органов местного самоуправления" (далее - Программа).
За 2009 - 2012 годы в рамках Программы прошли профессиональную переподготовку 61 человек, обучились на курсах повышения квалификации 1993 человека, обучились на краткосрочных семинарах 660 человек.
Постановлением Правительства Кировской области от 10.12.2012 № 185/744 "Об утверждении государственной программы Кировской области "Развитие государственного управления" утверждена государственная программа Кировской области "Развитие государственного управления" (далее - Государственная программа). В рамках отдельного мероприятия "Развитие кадрового потенциала муниципального управления", предусмотренного Государственной программой, в 2013 - 2015 годах курсы повышения квалификации пройдут 1834 человека, профессиональную переподготовку - 85 человек, примут участие в семинарах 1105 человек.
В 2010 - 2011 годах значительно активизировалась работа органов местного самоуправления по введению самообложения граждан. Если в 2009 году средств самообложения было собрано 2,2 млн. рублей и в мероприятии приняли участие 93 поселения, то в 2011 году собрано 15,4 млн. рублей в 204 поселениях, в 2012 году самообложение введено в 237 поселениях.
В целях активизации работы органов местного самоуправления городских и сельских поселений области по введению самообложения граждан Правительством Кировской области было принято решение по стимулированию данной деятельности. В соответствии с постановлением Правительства Кировской области от 16.02.2010 № 40/48 "О предоставлении межбюджетных трансфертов, направленных на активизацию работы органов местного самоуправления городских и сельских поселений области по введению самообложения граждан" были утверждены Порядок предоставления межбюджетных трансфертов, направленных на активизацию работы органов местного самоуправления городских и сельских поселений области по введению самообложения граждан, и Методика распределения межбюджетных трансфертов, направленных на активизацию работы органов местного самоуправления городских и сельских поселений области по введению самообложения граждан. В результате по итогам отчетного финансового года в 2010 и 2011 годах муниципальные образования получили дополнительно на каждый собранный рубль средств самообложения по 50 копеек из областного бюджета, в 2012 году - по 1 рублю, по итогам 2012 года сумма софинансирования будет составлять 1,5 рубля.
С 2010 года в Кировской области в рамках постановления Правительства Кировской области от 06.12.2009 № 33/481 "О реализации проекта по поддержке местных инициатив в Кировской области" реализуется проект по поддержке местных инициатив (далее - ППМИ). Размер областной субсидии, выделенной на реализацию ППМИ, за 2010 - 2012 годы увеличился с 20 до 200 млн. рублей. В рамках ППМИ решаются вопросы исключительно местного значения, типология проектов соответствует полномочиям муниципальных образований.
В рамках пилотного проекта в 2010 году ППМИ был внедрен в 6 районах Кировской области: Арбажском, Кикнурском, Пижанском, Санчурском, Тужинском и Яранском. На реализацию из областного бюджета было выделено 20 млн. рублей. Всего было реализовано 26 проектов в городских и сельских поселениях области.
В 2011 году территория реализации ППМИ была расширена на всю территорию Кировской области. На реализацию проекта в областном бюджете было предусмотрено 150 млн. рублей. 209 городских и сельских поселений области подали 267 заявок на участие в конкурсном отборе. 197 заявок были признаны победителями.
За 2010 - 2011 годы свыше 300 тыс. человек стали благополучателями от реализации муниципальных проектов.
В 2012 году участниками проекта по поддержке местных инициатив, помимо городских и сельских поселений, стали муниципальные районы, расширилась типология проектов. На реализацию проекта в областном бюджете предусмотрено 200 млн. рублей. Согласно проведенному конкурсному отбору в 2012 году реализуются 30 проектов 21 муниципальным районом и 230 проектов 170 поселениями области.
С 2013 года ППМИ дополнительно распространится на территории городских округов.
В 2006 году в области создана ассоциация "Совет муниципальных образований Кировской области" (далее - ассоциация). В ассоциацию входят все муниципальные образования области. Ассоциация имеет свой устав и орган управления (правление, исполнительную дирекцию, ревизионную комиссию). В рамках ассоциации созданы рабочие комиссии, которые координируют деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Вопросы взаимодействия Правительства области с ассоциацией регламентируются Законом Кировской области от 30.07.2009 № 403-ЗО "О взаимодействии органов государственной власти области с ассоциацией "Совет муниципальных образований Кировской области". Ежемесячно руководство ассоциации встречается с Губернатором Кировской области по решению текущих и перспективных вопросов. Члены Правительства, руководители органов исполнительной власти области принимают участие в ежеквартальных заседаниях правления ассоциации по рассмотрению вопросов отраслевой компетенции. Ежегодно в рамках годового собрания ассоциации проводится рабочее совещание, посвященное подведению итогов социально-экономического развития области за прошедший год и определению приоритетных направлений на текущий год. Председатель ассоциации принимает участие в заседаниях Правительства Кировской области. Проекты областных нормативных правовых актов, затрагивающие интересы муниципальных образований, подлежат обязательному визированию председателем ассоциации.
Правительством Кировской области органам местного самоуправления постоянно оказывается практическая, методическая и консультативно-правовая помощь в решении вопросов местного значения.

3. Основные проблемы местного самоуправления

Для местного самоуправления Кировской области характерны следующие основные проблемы:
низкий уровень собственных доходов;
недостаточная финансовая и имущественная обеспеченность закрепленных полномочий;
недостаточность собственных источников финансирования, необходимых для эффективного управления муниципальной собственностью и поддержания удовлетворительного состояния объектов муниципальной собственности;
отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии территорий;
нехватка (отсутствие) квалифицированных кадров в органах местного самоуправления;
слабое внедрение современных технологий в муниципальное управление.
Решение указанных проблем может быть достигнуто прежде всего на основе совершенствования территориальной организации местного самоуправления Кировской области путем преобразования муниципальных образований области, совершенствования законодательной базы местного самоуправления и развития муниципального нормотворчества. В первоочередном порядке вопросы преобразования должны быть решены в муниципальных образованиях, имеющих:
низкий экономический потенциал;
наиболее высокие показатели миграционного оттока и снижения численности населения;
низкую бюджетную доходность и низкий налоговый потенциал (объем налоговых и иных поступлений в бюджеты всех уровней на душу населения ниже 3 тыс. рублей).
Создание крупных муниципальных образований с высоким экономическим, имущественным, кадровым потенциалом будет способствовать дальнейшему развитию местного самоуправления в Кировской области.

4. Цель, основные направления развития
местного самоуправления

Целью развития местного самоуправления является совершенствование института местного самоуправления для обеспечения его эффективной деятельности как необходимого условия улучшения качества жизни населения.
Основными направлениями деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению поставленной цели являются:
4.1. Совершенствование территориальной организации местного самоуправления.
4.2. Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и развитие муниципального нормотворчества.
4.3. Укрепление финансово-экономической основы местного самоуправления, совершенствование межбюджетных отношений.
4.4. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления, улучшение качества и доступности оказываемых ими услуг.
4.5. Повышение доверия населения к местной власти, обеспечение открытости и доступности органов местного самоуправления.
4.6. Развитие муниципальной службы и повышение кадрового потенциала органов местного самоуправления.
4.7. Развитие механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизация самоорганизации граждан.

5. Задачи развития местного самоуправления

Для реализации основных направлений развития местного самоуправления должны быть решены следующие первоочередные задачи:
5.1. Совершенствование территориальной организации местного самоуправления:
5.1.1. Изучение общественного мнения по оптимизации муниципального устройства области, укрупнению муниципальных образований области.
5.1.2. Мониторинг показателей миграционного оттока, плотности и снижения численности населения.
5.1.3. Преобразование муниципальных образований в целях создания благоприятных условий для социально-экономического развития территорий.
5.1.4. Завершение работ по утверждению границ муниципальных образований в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства.
5.1.5. Совершенствование работы по исключению из Реестра административно-территориальных единиц и населенных пунктов Кировской области нежилых населенных пунктов, на территории которых отсутствует постоянно проживающее население и жилые строения, пригодные для проживания, объекты недвижимости, находящиеся в собственности.
5.1.6. Формирование территориальных систем муниципального управления, позволяющих наиболее эффективно в актуальных условиях решать социальные вопросы, планировать развитие территорий, оперативно управлять ресурсами местных бюджетов.
5.2. Совершенствование законодательной базы местного самоуправления и развитие муниципального нормотворчества:
5.2.1. Развитие областной нормативной правовой базы местного самоуправления в соответствии с требованиями федерального законодательства и с учетом местных условий и традиций.
5.2.2. Развитие муниципальных нормативных правовых баз в соответствии с требованиями законодательства:
создание и ведение органами местного самоуправления реестра муниципальных правовых актов;
в целях оценки эффективности (необходимости, достаточности и результативности) правового регулирования, в том числе и его последствий, как для органов местного самоуправления, так и для населения муниципального образования, внедрение органами местного самоуправления (наиболее крупных городских округов) механизма оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов при их разработке и подготовке в отношении актов, принимаемых органами местного самоуправления (в соответствии с установленными полномочиями) в сферах предпринимательской, инвестиционной деятельности, муниципального контроля;
проведение органами местного самоуправления мониторинга оценки эффективности принятых нормативных правовых актов;
ведение регистра муниципальных нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кировской области;
проведение правовой экспертизы принятых нормативных правовых актов органов местного самоуправления Кировской области;
направление органами местного самоуправления муниципальных правовых актов для включения в регистр муниципальных правовых актов;
консультативно-методическое сопровождение деятельности органов местного самоуправления в области муниципального нормотворчества;
проведение семинаров для работников юридических служб органов местного самоуправления по вопросам муниципального нормотворчества.
5.2.3. Совершенствование законодательства о передаче органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий с учетом интересов населения и эффективности их реализации.
5.2.4. Научно-методическое и консультативно-правовое сопровождение органами государственной власти мероприятий реформы местного самоуправления - разработка и направление органам местного самоуправления методических рекомендаций, обзоров, проектов нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
5.2.5. Создание условий для участия населения в развитии и совершенствовании муниципальных нормативных правовых баз.
5.2.6. Обеспечение доступа органов местного самоуправления и населения к правовым информационным базам по местному самоуправлению.
5.3. Укрепление финансово-экономической основы местного самоуправления, совершенствование межбюджетных отношений:
5.3.1. Повышение эффективности и качества управления муниципальными финансами.
5.3.2. Совершенствование межбюджетных отношений с целью создания стимулов для развития муниципальных образований, консультативно-методическое сопровождение организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях области.
5.3.3. Укрепление доходной части местных бюджетов, в том числе за счет средств самообложения граждан.
5.3.4. Повышение эффективности расходования бюджетных средств.
5.3.5. Развитие информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
5.3.6. Активизация работы по сокращению "неформального" рынка труда.
5.3.7. Взаимодействие с федеральными структурами по администрированию местных налогов и совершенствование системы бюджетного регулирования.
5.3.8. Внедрение инновационных технологий эффективного управления бюджетным процессом, муниципальной собственностью, муниципальным хозяйством.
5.3.9. Эффективное использование муниципальной собственности и земельных ресурсов, в том числе за счет повышения эффективности муниципального земельного контроля.
5.3.10. Концентрация в собственности поселений, г. Кирова невостребованных земельных долей и земельных долей, от права собственности на которые граждане отказались. Выполнение действий, необходимых для выделение в счет указанных земельных долей земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оформление выделенных земельных участков в собственность поселений и городских округов, последующее эффективное распоряжение этими земельными участками.
5.3.11. Создание и сопровождение муниципальной системы логистики и мониторинга транспорта на базе системы GLONASS с возможностью интеграции в существующую в регионе систему логистики и мониторинга транспорта.
5.3.12. Создание и сопровождение муниципальной геоинформационной системы и разработка механизмов наполнения геоинформационной системы информацией об объектах, процессах и явлениях с использованием РКД.
5.3.13. Практическое использование возможностей спутниковой опорной межевой сети "Вятка" (СОМС) в виде сети референцных станций GPS/GLONASS/GALILEO в целях социально-экономического развития муниципальных образований.
5.3.14. Обеспечение регистрации муниципального имущества с целью внедрения концессионных механизмов в управление жилищно-коммунальным хозяйством.
5.3.15. Совершенствование планирования социально-экономического развития территорий муниципальных образований.
5.3.16. Внедрение мониторинга, оценки результативности муниципальных программ в систему управления муниципального образования и в практику управления объектами муниципальной собственности.
5.3.17. Совершенствование системы статистического наблюдения муниципальных образований, развитие муниципальной статистики.
5.3.18. Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций на территории муниципальных образований.
5.3.19. Создание благоприятных условий для развития самозанятости граждан и предпринимательства, средних и малых предприятий, организаций потребительской кооперации.
5.3.20. Создание межмуниципальных объединений и хозяйственных обществ для решения вопросов местного значения.
5.3.21. Создание автоматизированной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (АИСОГД) во всех муниципальных образованиях.
5.3.22. Повышение эффективности предоставления жилищно-коммунальных услуг и эффективности потребления энергетических ресурсов.
5.4. Повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и улучшение качества оказываемых ими услуг:
5.4.1. Формирование оптимальной структуры органов местного самоуправления в целях эффективного управления территориями муниципальных образований.
5.4.2. Совершенствование форм и методов управления муниципальным хозяйством, муниципальной собственностью.
5.4.3. Обеспечение транспортной доступности к центрам оказания социальных услуг.
5.4.4. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 14.10.2012 № 1384).
5.4.5. Оценка развития муниципальных районов и городских округов в целях стимулирования развития муниципальных образований.
5.4.6. Снижение административных барьеров и повышение доступности муниципальных услуг:
регламентация и стандартизация муниципальных услуг (функций);
организация предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна";
совершенствование разрешительной и контрольно-надзорной деятельности;
оптимизация предоставления органами местного самоуправления платных услуг;
оптимизация оказания услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг;
мониторинг качества и доступности муниципальных услуг;
развитие механизмов досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления и их должностных лиц;
создание в муниципальных образованиях многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг.
5.4.7. Активизация деятельности органов местного самоуправления по участию в целевых программах, реализуемых на территории Кировской области.
5.4.8. Внедрение и активное использование современных телекоммуникационных средств связи и технологий в информационном обмене между органами государственной власти и органами местного самоуправления.
5.4.9. Развитие портала Кировской области в части размещения и обслуживания Интернет-сайтов муниципальных образований, наполнения их актуализированной информацией.
5.4.10. Активное участие муниципальных образований в развитии межмуниципального сотрудничества, международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей Кировской области.
5.4.11. Формирование механизмов ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением.
5.4.12. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов местного самоуправления.
5.4.13. Внедрение практики обмена электронными документами между отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации по Кировской области и архивными подразделениями органов местного самоуправления (архивами) в целях совершенствования пенсионного обеспечения граждан.
5.5. Повышение доверия населения к местной власти, обеспечение открытости и доступности органов местного самоуправления:
5.5.1. Повышение качества управления и эффективности принимаемых органами местного самоуправления решений в целях повышения уровня жизни граждан, создания равных возможностей для реализации населением свои социальных, экономических и политических прав вне зависимости от места проживания.
5.5.2. Обеспечение широкого информирования граждан о задачах местного самоуправления, его развитии, его позитивном значении для обеспечения качества и уровня жизни населения на местах.
5.5.3. Обеспечение высокого уровня прозрачности деятельности органов местного самоуправления на основе стандарта информационной открытости.
5.5.4. Внедрение обучения должностных лиц органов местного самоуправления современным технологиям общественно-муниципального партнерства.
5.5.5. Улучшение комфортности проживания населения путем повышения благоустроенности территорий муниципальных образований.
5.5.6. Изучение и мониторинг общественного мнения о доверии населения к местной власти.
5.6. Развитие муниципальной службы и укрепление кадрового потенциала органов местного самоуправления:
5.6.1. Совершенствование института муниципальной службы, разработка и реализация областной и муниципальных программ развития муниципальной службы.
5.6.2. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих.
5.6.3. Создание условий для привлечения квалифицированных кадров в органы местного самоуправления.
5.6.4. Формирование муниципальных кадровых резервов посредством подбора, подготовки и карьерного роста кандидатов на замещение должностей муниципальной службы и их активное практическое использование. Активное использование состава молодежного кадрового резерва Губернатора Кировской области при формировании муниципальных кадровых резервов.
5.6.5. Совершенствование системы оплаты труда, материальной и моральной мотивации, социальных гарантий и социального обеспечения лиц, замещающих муниципальные должности, и муниципальных служащих органов местного самоуправления.
5.6.6. Совершенствование механизмов профилактики коррупционных правонарушений на муниципальной службе.
5.6.7. Расширение практики использования испытательного срока при замещении должностей муниципальной службы.
5.6.8. Развитие института наставничества на муниципальной службе.
5.7. Развитие механизмов участия населения в осуществлении местного самоуправления и активизация самоорганизации граждан, направленной на улучшения условий жизни:
5.7.1. Вовлечение населения в принятие управленческих решений и совершенствование механизмов контроля со стороны населения за эффективностью деятельности органов местного самоуправления.
5.7.2. Развитие условий для самоорганизации граждан по месту жительства и проведение информационно-разъяснительной работы по использованию ее различных форм.
5.7.3. Повышение правовой культуры населения в вопросах местного самоуправления.
5.7.4. Укрепление и развитие институтов гражданского общества и самоорганизации граждан по месту жительства, вовлечение населения в добровольческую деятельность.
5.7.5. Дальнейшее развитие местных инициатив граждан, в том числе по реализации социальных проектов, направленных на формирование здорового образа жизни.

6. Результаты и последствия реализации Концепции

Реализация предложенных в Концепции задач по развитию местного самоуправления в Кировской области в 2013 - 2015 годах положительно скажется на развитии территорий муниципальных образований, позволит повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, что в конечном итоге будет способствовать улучшению качества жизни населения данных территорий.

7. Механизм реализации Концепции

Для реализации положений настоящей Концепции Правительством Кировской области ежегодно утверждается план мероприятий, основными разработчиками которого являются департамент экономического развития Кировской области и департамент по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области.


------------------------------------------------------------------