Распоряжение Правительства Кировской области от 14.10.2013 N 325 "Об утверждении Концепции миграционной политики Кировской области на период до 2025 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. № 325
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В целях реализации на территории Кировской области основных положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации (№ Пр-1490 от 08.07.2012), и совершенствования системы управления миграционными процессами:
1. Утвердить Концепцию миграционной политики Кировской области на период до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти Кировской области при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области в рамках своей компетенции разработать планы мероприятий по реализации настоящей Концепции.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, главу департамента по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области в рамках своей компетенции.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ
Приложение
Утверждена
распоряжением
Правительства области
от 14 октября 2013 г. № 325
КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Концепция миграционной политики Кировской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 08.06.2012 № ПР-1490, и во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года". Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Кировской области по регулированию миграционных процессов на территории области.
1. Миграционная ситуация в Кировской области
Миграционная ситуация в области продолжает оставаться сложной: устойчивая миграционная убыль, начавшаяся с 2000 года, продолжается и до настоящего времени. И если в 2000 году ее величина составляла чуть более 1 тысячи человек, то в последующие годы миграционная ситуация начала постепенно ухудшаться. За 2012 год миграционная убыль составила 5174 человека.
Миграционная убыль населения характерна для абсолютного большинства муниципальных образований области. В истекшем году она сложилась практически во всех городских округах и 36 муниципальных районах области. Исключением стали только муниципальное образование "Город Киров" и 3 муниципальных района: Кирово-Чепецкий, Слободской и Юрьянский, где отмечен миграционный прирост.
Население области стремится в крупные города и регионы, поскольку такие территориальные центры привлекательны наличием больших возможностей для самореализации. Выбор обычно делается в пользу обретения более подходящих условий с позиции работы, учебы, климата и т.п.
Анализ сведений, заложенных в листок статистического учета прибытия (выбытия), подтверждает, что на протяжении последних 10 лет Кировская область является одним из миграционных "доноров" для других территорий России.
В прошедшем году миграционная убыль сложилась с шестью федеральными округами Российской Федерации (кроме Сибирского и Дальневосточного), а наибольшая - с Приволжским и Центральным (2400 человек с каждым округом).
Несмотря на отрицательное сальдо миграции со многими регионами России, Кировская область в какой-то мере тоже является привлекательной для граждан других территорий. Наибольшее количество мигрантов приезжает к нам из Тюменской области, Республики Коми, Удмуртии, Марий Эл, Татарстана, но, к сожалению, в эти регионы (кроме Республики Коми) наших граждан уезжает больше, поэтому в миграционном обмене с ними Кировская область имеет миграционную убыль.
Одним из основных факторов, сдерживающих сокращение численности населения области, является приток лиц из государств ближнего зарубежья (стран СНГ).
Миграционный прирост со странами СНГ в 2012 году составил 1388 человек, что на 14% больше, чем в 2011 году. Наибольший прирост числа жителей Кировской области сложился за счет миграционного обмена с Узбекистаном (348 человек), Арменией (260 человек), Украиной (224 человека) и Азербайджаном (160 человек). Эти четыре государства обеспечили 71,5% миграционного прироста, при этом наибольший прирост пришелся на Узбекистан (25,1%).
По миграционному обмену с другими зарубежными странами (кроме СНГ) Кировская область также имеет прирост, но очень несущественный - всего 41 человек.
В составе мигрантов преобладают лица в трудоспособном возрасте. Их доля в общем объеме мигрантов в 2012 году составила 79% (в 2011 году - 77%). В результате миграционных процессов область в 2012 году потеряла 4420 граждан в трудоспособном возрасте и 760 человек в возрасте моложе трудоспособного.
Актуальной остается и проблема оттока из региона высококвалифицированных кадров. В 2012 году число выбывших, имеющих среднее специальное и высшее образование, превысило число прибывших на 3 тыс. человек (в 2011 году - 3,2 тыс. человек).
Федеральная служба государственной статистики осуществила демографический прогноз в целом по Российской Федерации и в разрезе регионов на период до 2031 года.
Согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) численность населения Российской Федерации в течение вышеуказанного периода будет сокращаться.
Эта тенденция характерна и для Кировской области. К концу 2030 года (по состоянию на 1 января 2031 года) численность населения области составит 1 млн. 061 тыс. человек и в сравнении с началом 2013 года уменьшится на 258 тыс. человек (на 19,5%), в том числе за счет миграционной убыли - на 119 тысяч человек (на 46%).
По прогнозу Росстата процесс миграционной убыли в Кировской области будет продолжаться. За период с 2013 по 2030 год она будет увеличиваться в среднем на 1% в год и за последний прогнозный 2030 год составит более 7 тыс. человек.
2. Цели, принципы, задачи и приоритеты
миграционной политики Кировской области
2.1. Основной целью регулирования миграционных процессов Кировской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Кировской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, компенсация неблагоприятных последствий внешней миграции.
Индикаторами достижения цели являются показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.
2.2. Основными принципами миграционной политики в Кировской области являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;
защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм национального и международного права;
недопустимость ущемления прав российских граждан;
защита рынка труда Кировской области;
обеспечение общественной безопасности на территории Кировской области;
создание оптимальных условий для самообеспечения и интеграции мигрантов;
взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Кировской области с различными институтами гражданского общества. Открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.
2.3. Основными задачами миграционной политики в Кировской области являются:
снижение миграционной убыли населения;
повышение трудовой мобильности российских граждан путем реализации мероприятий по привлечению для работы в Кировской области российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации;
обеспечение кадрами необходимых профессий и уровня квалификации социально-экономического комплекса Кировской области;
содействие развитию внутренней миграции;
предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в условиях массовой миграции;
создание системы жилищного обустройства трудовых мигрантов;
организация мониторинга миграционной ситуации в Кировской области в целях выработки мер по регулированию миграционных потоков;
содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
противодействие незаконной миграции;
содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции;
обеспечение мерами социальной поддержки вынужденных переселенцев в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Приоритетными направлениями миграционной политики Кировской области являются:
2.4.1. В сфере улучшения демографической ситуации в Кировской области:
создание оптимальных условий для привлечения и закрепления определенных категорий иммигрантов на постоянное место жительства в Кировскую область;
обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам.
2.4.2. В сфере обеспечения социально-экономического комплекса Кировской области квалифицированными кадрами:
повышение эффективности регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса Кировской области в квалифицированных кадрах;
определение перспективных либо не рекомендуемых территорий и населенных пунктов для расселения мигрантов;
разработка и внедрение программ организованного привлечения иностранных работников, учитывая страны их проживания, профессиональные, квалификационные и иные характеристики отбора специалистов;
сотрудничество исполнительных органов власти Кировской области и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными организациями, бизнес-сообществами, в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья;
обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Кировской области с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда, обеспечения приоритетного права граждан Кировской области на занятие вакантных рабочих мест;
соблюдение работодателями условий трудовых договоров иностранных работников;
проведение в пределах своей компетенции комплексных проверок законности трудовой деятельности иностранных граждан;
совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления миграционными потоками за счет формирования единого банка данных, в котором отражается информация о каждом иностранном гражданине;
создание социально-экономических условий, способствующих повышению мобильности населения в пределах региона: развитие рынка труда, жилья (в т.ч. дешевого, для найма), социальной инфраструктуры; повышение оплаты труда;
экономическое стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников-переселенцев в Кировскую область;
обеспечение доступа мигрантам к социальным, медицинским и иным видам услуг, а также трудоустройство их с учетом реализации муниципальных программ социально-экономического развития.
2.4.3. В сфере оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов:
содействие развитию местной внутренней трудовой миграции, в том числе повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде и переселении в другую местность, определение приоритетных профессий (специальностей), востребованных на областном рынке труда, с целью повышения эффективности организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан и совершенствование областного банка вакансий, в том числе с размещением информации о работодателях, предоставляющих жилье;
развитие межрегионального взаимодействия в целях повышения трудовой мобильности российских граждан, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сфере занятости населения, а также совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности;
решение проблем занятости населения на территории Кировской области и достижение баланса между использованием трудовых ресурсов и привлечением иностранной рабочей силы, привлечение иностранной рабочей силы в отрасли и сферы, где отсутствует конкуренция со стороны отечественной рабочей силы;
выработка предложений по совершенствованию механизма трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности, в том числе в целях обеспечения инвестиционных проектов кадрами требуемой квалификации.
2.4.4. Содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности:
совершенствование условий пребывания в Кировской области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
предоставление иностранным студентам, обучающимся в кировских вузах, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения (в свободное от учебы время) на тех же основаниях, что и российским студентам;
разработка минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Кировской области любого уровня;
совершенствование образовательными учреждениями профессионального образования работы по профилактике проявлений экстремизма и национализма в студенческой среде.
2.4.5. В сфере содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
противодействие социальной исключенности мигрантов и формированию этнических анклавов;
создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
разработка, внедрение и реализация областных программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на основе взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнеса;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями Кировской области, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение реализации государственной миграционной политики на территории Кировской области;
принятие мер по обеспечению безопасности по месту пребывания мигрантов, защите их жизни, здоровья, сохранности имущества.
2.4.6. В сфере обеспечения контроля за миграционными процессами в Кировской области и преодоления возможных негативных последствий миграции:
обеспечение мер по определению необходимых объемов миграционных потоков, а также повышение ответственности в рамках своих полномочий органов исполнительной власти Кировской области за соблюдением миграционного законодательства на территории области;
оказание содействия в совершенствовании деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Кировской области;
оказание содействия в осуществлении учета и регистрации прибывающих в Кировскую область иностранных граждан и лиц без гражданства;
оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции мер в отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
подготовка предложений по совершенствованию системы выдворения (депортации) иностранных работников и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации;
расширение обмена информацией правоохранительных органов с заинтересованными органами исполнительной власти Кировской области по проблемам, связанным с незаконной миграцией;
осуществление проверки лиц, встающих на миграционный учет по учетам Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области, на предмет причастности к незаконному обороту подконтрольных веществ.
3. Информационно-аналитическое и правовое обеспечение
реализации государственной миграционной политики
Кировской области
Информационно-аналитическое и правовое обеспечение реализации государственной миграционной политики Кировской области предусматривает:
совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;
выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией миграционной политики Кировской области;
осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации миграционной политики Кировской области;
проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ;
научное сопровождение изменений в инструментах и механизмах государственной миграционной политики Кировской области;
принятие нормативных правовых актов, позволяющих урегулировать взаимодействие граждан, муниципальных образований и Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области в части регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации в населенных пунктах, где нет территориальных органов (должностных лиц) Федеральной миграционной службы;
проведение информационной работы, включающей предоставление потенциальным мигрантам информации о возможностях и условиях переезда;
осуществление системного мониторинга миграционной обстановки, в том числе сбор и анализ информации, прогнозирование ситуации с целью своевременного выявления и локализации предпосылок к возникновению очагов напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
------------------------------------------------------------------
ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 14 октября 2013 г. № 325
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
В целях реализации на территории Кировской области основных положений Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации (№ Пр-1490 от 08.07.2012), и совершенствования системы управления миграционными процессами:
1. Утвердить Концепцию миграционной политики Кировской области на период до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Органам исполнительной власти Кировской области при планировании и осуществлении мероприятий в области управления социально-экономическими процессами учитывать положения настоящей Концепции.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Кировской области в рамках своей компетенции разработать планы мероприятий по реализации настоящей Концепции.
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на первых заместителей Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, главу департамента по вопросам внутренней и информационной политики Кировской области в рамках своей компетенции.
Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ
Приложение
Утверждена
распоряжением
Правительства области
от 14 октября 2013 г. № 325
КОНЦЕПЦИЯ
МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА
Концепция миграционной политики Кировской области на период до 2025 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами; в соответствии с положениями Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 08.06.2012 № ПР-1490, и во взаимосвязи со Стратегией социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 12.08.2008 № 142/319 "О принятии Стратегии социально-экономического развития Кировской области на период до 2020 года". Концепция представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетных направлений деятельности органов государственной власти Кировской области по регулированию миграционных процессов на территории области.
1. Миграционная ситуация в Кировской области
Миграционная ситуация в области продолжает оставаться сложной: устойчивая миграционная убыль, начавшаяся с 2000 года, продолжается и до настоящего времени. И если в 2000 году ее величина составляла чуть более 1 тысячи человек, то в последующие годы миграционная ситуация начала постепенно ухудшаться. За 2012 год миграционная убыль составила 5174 человека.
Миграционная убыль населения характерна для абсолютного большинства муниципальных образований области. В истекшем году она сложилась практически во всех городских округах и 36 муниципальных районах области. Исключением стали только муниципальное образование "Город Киров" и 3 муниципальных района: Кирово-Чепецкий, Слободской и Юрьянский, где отмечен миграционный прирост.
Население области стремится в крупные города и регионы, поскольку такие территориальные центры привлекательны наличием больших возможностей для самореализации. Выбор обычно делается в пользу обретения более подходящих условий с позиции работы, учебы, климата и т.п.
Анализ сведений, заложенных в листок статистического учета прибытия (выбытия), подтверждает, что на протяжении последних 10 лет Кировская область является одним из миграционных "доноров" для других территорий России.
В прошедшем году миграционная убыль сложилась с шестью федеральными округами Российской Федерации (кроме Сибирского и Дальневосточного), а наибольшая - с Приволжским и Центральным (2400 человек с каждым округом).
Несмотря на отрицательное сальдо миграции со многими регионами России, Кировская область в какой-то мере тоже является привлекательной для граждан других территорий. Наибольшее количество мигрантов приезжает к нам из Тюменской области, Республики Коми, Удмуртии, Марий Эл, Татарстана, но, к сожалению, в эти регионы (кроме Республики Коми) наших граждан уезжает больше, поэтому в миграционном обмене с ними Кировская область имеет миграционную убыль.
Одним из основных факторов, сдерживающих сокращение численности населения области, является приток лиц из государств ближнего зарубежья (стран СНГ).
Миграционный прирост со странами СНГ в 2012 году составил 1388 человек, что на 14% больше, чем в 2011 году. Наибольший прирост числа жителей Кировской области сложился за счет миграционного обмена с Узбекистаном (348 человек), Арменией (260 человек), Украиной (224 человека) и Азербайджаном (160 человек). Эти четыре государства обеспечили 71,5% миграционного прироста, при этом наибольший прирост пришелся на Узбекистан (25,1%).
По миграционному обмену с другими зарубежными странами (кроме СНГ) Кировская область также имеет прирост, но очень несущественный - всего 41 человек.
В составе мигрантов преобладают лица в трудоспособном возрасте. Их доля в общем объеме мигрантов в 2012 году составила 79% (в 2011 году - 77%). В результате миграционных процессов область в 2012 году потеряла 4420 граждан в трудоспособном возрасте и 760 человек в возрасте моложе трудоспособного.
Актуальной остается и проблема оттока из региона высококвалифицированных кадров. В 2012 году число выбывших, имеющих среднее специальное и высшее образование, превысило число прибывших на 3 тыс. человек (в 2011 году - 3,2 тыс. человек).
Федеральная служба государственной статистики осуществила демографический прогноз в целом по Российской Федерации и в разрезе регионов на период до 2031 года.
Согласно прогнозу Федеральной службы государственной статистики (далее - Росстат) численность населения Российской Федерации в течение вышеуказанного периода будет сокращаться.
Эта тенденция характерна и для Кировской области. К концу 2030 года (по состоянию на 1 января 2031 года) численность населения области составит 1 млн. 061 тыс. человек и в сравнении с началом 2013 года уменьшится на 258 тыс. человек (на 19,5%), в том числе за счет миграционной убыли - на 119 тысяч человек (на 46%).
По прогнозу Росстата процесс миграционной убыли в Кировской области будет продолжаться. За период с 2013 по 2030 год она будет увеличиваться в среднем на 1% в год и за последний прогнозный 2030 год составит более 7 тыс. человек.
2. Цели, принципы, задачи и приоритеты
миграционной политики Кировской области
2.1. Основной целью регулирования миграционных процессов Кировской области является обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического развития области, удовлетворение потребностей экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение населения на территории Кировской области, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов, компенсация неблагоприятных последствий внешней миграции.
Индикаторами достижения цели являются показатели численности населения, дефицита трудовых ресурсов, доля нелегальной миграции.
2.2. Основными принципами миграционной политики в Кировской области являются:
соблюдение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, иных нормативных правовых актов и международных обязательств в области миграции;
защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного соблюдения норм национального и международного права;
недопустимость ущемления прав российских граждан;
защита рынка труда Кировской области;
обеспечение общественной безопасности на территории Кировской области;
создание оптимальных условий для самообеспечения и интеграции мигрантов;
взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления Кировской области с различными институтами гражданского общества. Открытость и доступность информации о миграционных процессах и принимаемых решениях в рамках реализации государственной миграционной политики Российской Федерации.
2.3. Основными задачами миграционной политики в Кировской области являются:
снижение миграционной убыли населения;
повышение трудовой мобильности российских граждан путем реализации мероприятий по привлечению для работы в Кировской области российских граждан, проживающих в других субъектах Российской Федерации;
обеспечение кадрами необходимых профессий и уровня квалификации социально-экономического комплекса Кировской области;
содействие развитию внутренней миграции;
предупреждение возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний в условиях массовой миграции;
создание системы жилищного обустройства трудовых мигрантов;
организация мониторинга миграционной ситуации в Кировской области в целях выработки мер по регулированию миграционных потоков;
содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности;
выполнение гуманитарных обязательств в отношении вынужденных мигрантов;
содействие адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом;
противодействие незаконной миграции;
содействие в создании эффективно действующей системы иммиграционного контроля и преодоление возможных негативных последствий миграции;
обеспечение мерами социальной поддержки вынужденных переселенцев в соответствии с действующим законодательством.
2.4. Приоритетными направлениями миграционной политики Кировской области являются:
2.4.1. В сфере улучшения демографической ситуации в Кировской области:
создание оптимальных условий для привлечения и закрепления определенных категорий иммигрантов на постоянное место жительства в Кировскую область;
обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам.
2.4.2. В сфере обеспечения социально-экономического комплекса Кировской области квалифицированными кадрами:
повышение эффективности регулирования объемов внешней трудовой миграции и качества ее структуры в соответствии с потребностями социально-экономического комплекса Кировской области в квалифицированных кадрах;
определение перспективных либо не рекомендуемых территорий и населенных пунктов для расселения мигрантов;
разработка и внедрение программ организованного привлечения иностранных работников, учитывая страны их проживания, профессиональные, квалификационные и иные характеристики отбора специалистов;
сотрудничество исполнительных органов власти Кировской области и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными организациями, бизнес-сообществами, в том числе по осуществлению совместных проектов по созданию рабочих мест и строительству жилья;
обеспечение взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти Кировской области с федеральными органами исполнительной власти в решении проблем трудовой миграции в целях усиления контроля за привлечением и использованием иностранной рабочей силы, защиты отечественного рынка труда, обеспечения приоритетного права граждан Кировской области на занятие вакантных рабочих мест;
соблюдение работодателями условий трудовых договоров иностранных работников;
проведение в пределах своей компетенции комплексных проверок законности трудовой деятельности иностранных граждан;
совершенствование информационно-аналитического обеспечения управления миграционными потоками за счет формирования единого банка данных, в котором отражается информация о каждом иностранном гражданине;
создание социально-экономических условий, способствующих повышению мобильности населения в пределах региона: развитие рынка труда, жилья (в т.ч. дешевого, для найма), социальной инфраструктуры; повышение оплаты труда;
экономическое стимулирование процесса добровольного переселения соотечественников-переселенцев в Кировскую область;
обеспечение доступа мигрантам к социальным, медицинским и иным видам услуг, а также трудоустройство их с учетом реализации муниципальных программ социально-экономического развития.
2.4.3. В сфере оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов:
содействие развитию местной внутренней трудовой миграции, в том числе повышение информированности населения о возможностях трудоустройства при переезде и переселении в другую местность, определение приоритетных профессий (специальностей), востребованных на областном рынке труда, с целью повышения эффективности организации профессионального обучения и переподготовки безработных граждан и совершенствование областного банка вакансий, в том числе с размещением информации о работодателях, предоставляющих жилье;
развитие межрегионального взаимодействия в целях повышения трудовой мобильности российских граждан, в том числе заключение соглашений о сотрудничестве с органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в сфере занятости населения, а также совершенствование системы обмена информацией о возможностях трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности;
решение проблем занятости населения на территории Кировской области и достижение баланса между использованием трудовых ресурсов и привлечением иностранной рабочей силы, привлечение иностранной рабочей силы в отрасли и сферы, где отсутствует конкуренция со стороны отечественной рабочей силы;
выработка предложений по совершенствованию механизма трудоустройства граждан Российской Федерации в другой местности, в том числе в целях обеспечения инвестиционных проектов кадрами требуемой квалификации.
2.4.4. Содействие образовательной миграции и поддержка академической мобильности:
совершенствование условий пребывания в Кировской области иностранных студентов, их социально-культурной адаптации, медицинского страхования, обеспечения безопасности;
предоставление иностранным студентам, обучающимся в кировских вузах, права заниматься трудовой деятельностью в период обучения (в свободное от учебы время) на тех же основаниях, что и российским студентам;
разработка минимально необходимого перечня услуг по медицинскому страхованию для иностранных граждан, обучающихся в образовательных учреждениях Кировской области любого уровня;
совершенствование образовательными учреждениями профессионального образования работы по профилактике проявлений экстремизма и национализма в студенческой среде.
2.4.5. В сфере содействия адаптации и интеграции мигрантов, формированию конструктивного взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом:
содействие развитию в обществе культуры межнациональных и межрелигиозных отношений, формированию у мигрантов и принимающего сообщества навыков межкультурного общения, противодействия ксенофобии, национальной и расовой нетерпимости;
противодействие социальной исключенности мигрантов и формированию этнических анклавов;
создание инфраструктуры, обеспечивающей содействие адаптации и интеграции, включая центры информационной и правовой поддержки мигрантов, курсы изучения языка, истории и культуры Российской Федерации;
разработка, внедрение и реализация областных программ адаптации и интеграции мигрантов и членов их семей на основе взаимодействия органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества и бизнеса;
совершенствование взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с социально ориентированными некоммерческими организациями Кировской области, содействующими адаптации и интеграции мигрантов;
научно-исследовательское и учебно-методическое обеспечение реализации государственной миграционной политики на территории Кировской области;
принятие мер по обеспечению безопасности по месту пребывания мигрантов, защите их жизни, здоровья, сохранности имущества.
2.4.6. В сфере обеспечения контроля за миграционными процессами в Кировской области и преодоления возможных негативных последствий миграции:
обеспечение мер по определению необходимых объемов миграционных потоков, а также повышение ответственности в рамках своих полномочий органов исполнительной власти Кировской области за соблюдением миграционного законодательства на территории области;
оказание содействия в совершенствовании деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории Кировской области;
оказание содействия в осуществлении учета и регистрации прибывающих в Кировскую область иностранных граждан и лиц без гражданства;
оказание содействия в усилении контроля за соблюдением иностранными работниками и лицами без гражданства установленного порядка въезда, пребывания и выезда из Российской Федерации и принятие в рамках своей компетенции мер в отношении нарушителей, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
подготовка предложений по совершенствованию системы выдворения (депортации) иностранных работников и лиц без гражданства, нарушивших правила пребывания на территории Российской Федерации;
расширение обмена информацией правоохранительных органов с заинтересованными органами исполнительной власти Кировской области по проблемам, связанным с незаконной миграцией;
осуществление проверки лиц, встающих на миграционный учет по учетам Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Кировской области, на предмет причастности к незаконному обороту подконтрольных веществ.
3. Информационно-аналитическое и правовое обеспечение
реализации государственной миграционной политики
Кировской области
Информационно-аналитическое и правовое обеспечение реализации государственной миграционной политики Кировской области предусматривает:
совершенствование предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере миграции, в том числе с использованием информационных технологий (инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме);
расширение использования информационных технологий для анализа миграционной ситуации на основе административных систем учета населения и системы выборочных исследований по вопросам внутренней и международной миграции;
выступление в средствах массовой информации руководителей государственных и муниципальных органов, представителей институтов гражданского общества, общественных объединений и религиозных организаций по актуальным вопросам, связанным с реализацией миграционной политики Кировской области;
осуществление органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием институтов гражданского общества и журналистского сообщества мониторинга публикаций печатных и электронных средств массовой информации по вопросам реализации миграционной политики Кировской области;
проведение научно-исследовательских разработок для анализа и прогноза миграционной ситуации, мониторинга и оценки эффективности различных миграционных программ;
научное сопровождение изменений в инструментах и механизмах государственной миграционной политики Кировской области;
принятие нормативных правовых актов, позволяющих урегулировать взаимодействие граждан, муниципальных образований и Управления Федеральной миграционной службы по Кировской области в части регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации в населенных пунктах, где нет территориальных органов (должностных лиц) Федеральной миграционной службы;
проведение информационной работы, включающей предоставление потенциальным мигрантам информации о возможностях и условиях переезда;
осуществление системного мониторинга миграционной обстановки, в том числе сбор и анализ информации, прогнозирование ситуации с целью своевременного выявления и локализации предпосылок к возникновению очагов напряженности в межнациональных и межконфессиональных отношениях.
------------------------------------------------------------------