Распоряжение Правительства Кировской области от 09.12.2013 N 393 "О Концепции демографической политики в Кировской области на период до 2025 года"



ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 9 декабря 2013 г. № 393

О КОНЦЕПЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.10.2007 № 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года":
1. Утвердить Концепцию демографической политики в Кировской области на период до 2025 года (далее - Концепция) согласно приложению.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Кировской области руководствоваться положениями настоящей Концепции.

Губернатор -
Председатель Правительства
Кировской области
Н.Ю.БЕЛЫХ





Приложение

Утверждена
распоряжением
Правительства области
от 9 декабря 2013 г. № 393

КОНЦЕПЦИЯ
ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

1. Общие положения

Демографическая политика в Кировской области направлена на сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, повышение качества жизни и улучшение на этой основе демографической ситуации в Кировской области.
Концепция демографической политики в Кировской области на период до 2025 года (далее - Концепция) основана на общепризнанных принципах международного права, нормах международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, Уставе Кировской области и иных нормативных правовых актах Кировской области.
В Концепции отражены результаты анализа современной демографической ситуации в области, ключевые проблемы, предполагаемые последствия, определены цели, принципы, задачи и основные направления в сфере реализации демографической политики в Кировской области на период до 2025 года, а также механизм решения ее основных задач.

2. Современная демографическая ситуация
в Кировской области и тенденции ее развития

Современная демографическая ситуация в Кировской области сформировалась под влиянием политических, социально-экономических процессов в Российской Федерации, а также демографических процессов, происходивших в предыдущие десятилетия.
Экономическая и социальная политика, проводимая в области, в значительной мере способствовала сдерживанию развития демографического кризиса. Принимаемые меры в соответствии с областными целевыми программами улучшения демографической ситуации в Кировской области на 2008 - 2011 годы и Планом мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Кировской области от 04.04.2012 № 78 "О Плане мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", позволили:
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни;
обеспечить рост количества родившихся;
снизить число умерших;
значительно сократить материнскую смертность.
В 2013 году позитивные тенденции сохранены. Вместе с тем демографическая ситуация в области по-прежнему остается сложной. Численность населения продолжает сокращаться. Это обусловлено тем, что с 1995 года в области наблюдается естественная убыль населения из-за превышения уровня смертности над уровнем рождаемости. В период с 1995 года до 2005 года число умерших превышало число родившихся более чем в два раза. Лишь в 2011 году в связи с ростом уровня рождаемости и снижением уровня смертности число умерших превысило число родившихся в 1,3 раза, в 2012 году - в 1,2 раза.
Ожидаемая продолжительность жизни при рождении на территории области в 2009 году была ниже, чем в целом по Российской Федерации (68,8 года), и составляла для всего населения области 67,8 года, в том числе у мужчин - 61,6 года, женщин - 74,5 года. В 2012 году для всего населения области продолжительность жизни увеличилась до 69,8 года: у женщин - до 75,8 года, у мужчин - до 63,9 года.
Основной причиной низкой продолжительности жизни населения в области является высокая смертность граждан трудоспособного возраста. В 2012 году из общего числа умерших 0,9% граждан умерли в возрасте моложе трудоспособного, 24,1% - в трудоспособном возрасте и 75% - старше трудоспособного возраста. Доля мужчин в общем числе умерших составила 50,8% (в 2011 году - 51,6%). В числе умерших в трудоспособном возрасте на долю мужчин пришлось 81,5% (в 2011 году - 81,3%).
Среди причин смерти в трудоспособном возрасте значительную долю составляют онкологические заболевания и внешние причины - случайные отравления, самоубийства, убийства, транспортные происшествия, прочие несчастные случаи. Уровень смертности населения обусловлен также высоким уровнем заболеваемости населения, распространенностью алкоголизма, наркомании, табакокурения.
В 2012 году сохранилась наметившаяся с 2008 года тенденция сокращения числа умерших, вместе с тем показатель общей смертности в области остается довольно высоким (15,6 промилле на 1000 человек населения) и превышает среднероссийский показатель (по Российской Федерации в 2012 году - 13,3 промилле, по Приволжскому федеральному округу - 13,9 промилле на 1000 человек населения). Тем не менее темп снижения уровня смертности в области более значимый, чем в Российской Федерации (1,5%), и составил в 2012 году в сравнении с 2011 годом 2,9%.
Показатель младенческой смертности на 1000 рожденных в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличился на 0,7 промилле: с 6,4 в 2011 году до 7,1 в 2012 году.
Темпы роста рождаемости в Кировской области в 2012 году в сравнении с 2011 годом выше, чем в среднем по Российской Федерации (5,6%), и составили 6,8%. Суммарный коэффициент рождаемости вырос с 1,64 промилле в 2011 году до 1,71 промилле в 2012 году.
В 2012 году в области родилось 16985 детей. Из всех родившихся 26,6% рождены у женщин, не состоявших в зарегистрированном браке. В городской местности этот показатель составил 24,1%, в сельской - 33,2%. Число детей, рожденных в незарегистрированном браке, по сравнению с 2011 годом увеличилось на 4,1%. Среди всех рожденных детей 47,3% рождены первыми, 40,2% - вторыми, 12,5% - третьими и последующими детьми.
Вместе с тем современные показатели рождаемости меньше, чем требуется для замещения поколений. Характер рождаемости в области определяется массовым распространением малодетности, откладыванием рождения первого ребенка, ростом внебрачной рождаемости.
В перспективе прогнозируется дальнейшее старение населения области и увеличение доли старших возрастов в общей численности населения в 2013 году до 25,9% и в 2025 году до 32,6%, коэффициент рождаемости может снизиться до 8,3 промилле в 2025 году.
Изменения в естественном движении населения за период с 2006 по 2012 год представлены в таблице 1.

Таблица 1

Динамика естественного движения населения Кировской области

(человек)

№ Наименование Годы
п/п показателя
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Число 13928 15006 15906 15897 15803 15843 16985
родившихся

2. Число 25347 23810 24081 23176 22514 21105 20650
умерших

в том числе 138 145 118 105 120 102 119
детей до 1
года

3. Естественная - 11419 - 8804 - 8175 - 7279 - 6711 - 5262 - 3665
убыль
населения

4. Браки 10059 11560 10311 10435 11084 12096 10921

5. Разводы 5526 6177 6465 6524 5794 6066 5968

6. В расчете на
1000 человек
населения:

6.1. Число 9,9 10,8 11,6 11,7 11,7 11,9 12,8
родившихся

6.2. Число 18 17,2 17,5 17,1 16,7 15,8 15,6
умерших

в том числе 9,9 9,8 7,5 6,6 7,6 6,4 7,1
детей до 1
года <*>

матерей <**> 43,1 33,3 31,4 75,5 44,3 25,3 23,5

6.3. Естественная - 8,1 - 6,4 - 5,9 - 5,4 - 5 - 3,9 - 2,8
убыль
населения

6.4. Браки 7,1 8,3 7,5 7,7 8,2 9,1 8,3

6.5. Разводы 3,9 4,5 4,7 4,8 4,3 4,5 4,5


--------------------------------
<*> Показатель рассчитан на 1000 родившихся.
<**> Показатель рассчитан на 100000 детей, родившихся живыми.

Наряду с естественными потерями населения другим существенным фактором изменения численности населения области является миграция. В области наблюдалось постоянное увеличение миграционного оттока населения за ее пределы. В 2008 - 2009 годах наметилась тенденция сокращения миграционной убыли, но в последующие два года она вновь начала расти.
Объем миграции населения за 2012 год увеличился по сравнению с 2011 годом на 29%. С 2003 по 2010 год (в межпереписной период) область по коэффициенту миграционной убыли являлась лидером в Приволжском федеральном округе по миграционным потерям населения.
Миграционный обмен области складывается из обмена с другими регионами России (межрегиональная миграция) и со странами ближнего и дальнего зарубежья (международная миграция). Международная миграция существенного влияния на изменение численности населения области не оказывает, чего нельзя сказать о межрегиональной миграции.
Для других территорий России область является "регионом-донором" - из нее выезжает значительно больше граждан, чем въезжает.
За период с 2003 по 2010 год область покинуло 174 тыс. человек, а прибыло в нее в 1,2 раза меньше. Отрицательный миграционный баланс сложился со всеми федеральными округами Российской Федерации, за исключением Дальневосточного и Сибирского, а наибольший - с Центральным и Приволжским округами.
При этом следует отметить снижение внешней миграционной убыли: если в 2011 году внешняя миграционная убыль составляла 5581 человек, то в 2012 году внешняя миграционная убыль уменьшилась на 407 человек и составила 5174 человека.
Вместе с тем число выбывших за пределы области по-прежнему превышает число прибывших в Кировскую область на постоянное место жительства.
Одним из основных факторов, сдерживающих сокращение численности населения области, является приток лиц, переселяющихся из государств ближнего зарубежья. Миграционный прирост со странами СНГ в 2012 году на 14,1% больше, чем в 2011 году.
Современная миграционная ситуация представлена в таблице 2.

Таблица 2

Динамика миграции населения Кировской области

(человек)

№ Наименование Годы
п/п показателя
2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

1. Число прибывших

1.1. В пределах области 17354 16410 17118 14943 17328 35262 46538

1.2. Внешняя миграция - 5305 4770 5464 5042 5155 9360 13395
всего

в том числе:
с регионами России 4900 4272 4828 4225 4371 7864 11090

со странами СНГ 399 490 611 759 675 1360 2118

с зарубежными 6 8 25 58 109 136 187
странами

2. Число выбывших

2.1. В пределах области 21953 21266 20999 17806 20897 40843 51712

2.2. Внешняя миграция - 9904 9626 9345 7905 8724 14941 18569
всего

в том числе:
с регионами России 9676 9436 9179 7794 8600 14676 17693

со странами СНГ 90 81 75 58 72 143 730

с зарубежными 138 109 91 53 52 122 146
странами

3. Миграционный
прирост <*>

Внешняя миграция - - 4599 - 4856 - 3881 - 2863 - 3569 - 5581 - 5174
всего

в том числе:
с регионами России - 4776 - 5164 - 4351 - 3569 - 4229 - 6812 - 6603

со странами СНГ 309 409 536 701 603 1217 1388

с зарубежными - 132 - 101 - 66 5 57 14 41
странами


--------------------------------
<*> Знак (-) означает миграционную убыль населения.

По прогнозам, процесс миграционной убыли в области будет продолжаться, причем в довольно длительной перспективе, при этом величина миграционной убыли должна постепенно уменьшаться.
Анализ современной демографической ситуации и тенденции ее развития свидетельствуют о том, что в Кировской области происходит сокращение абсолютной численности населения. В дальнейшем сокращение численности трудоспособного населения продолжится.

3. Цели, задачи и принципы демографической политики
в Кировской области на период до 2025 года

Целями демографической политики являются:
сокращение темпов естественной убыли населения;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения к 2015 году до 70,5 года, к 2025 году - до 72,1 года;
сокращение миграционной убыли населения.
Для достижения указанных целей должны быть решены следующие задачи демографической политики:
в области охраны здоровья и увеличения продолжительности жизни:
сокращение уровня смертности, прежде всего в трудоспособном возрасте, от внешних причин,
сокращение уровня материнской и младенческой смертности,
сохранение и укрепление здоровья населения, в том числе укрепление репродуктивного здоровья населения, здоровья детей и подростков,
снижение уровня социально значимых заболеваний,
создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни, сокращение масштабов алкоголизма, табакокурения и наркомании,
создание условий для активных занятий физкультурой и спортом для всех слоев населения,
увеличение продолжительности здоровой (активной) жизни путем сокращения заболеваемости, травматизма и инвалидности населения;
в области повышения рождаемости и укрепления семьи:
повышение уровня рождаемости, в том числе за счет рождения в семьях третьего ребенка и последующих детей,
формирование в сознании населения отношения к семье как к источнику любви и уважения, примеру исторической преемственности поколений, хранительнице общечеловеческих ценностей, формирование у молодого поколения желания иметь детей,
повышение доступности и качества оказания психологической помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации,
поддержка семей с детьми, в том числе многодетных;
в области улучшения миграционной ситуации:
регулирование миграционных потоков с учетом восстановления возможного дефицита трудовых ресурсов,
создание системы адаптации мигрантов к условиям жизни в области,
сокращение миграционной убыли населения.
К основным принципам реализации демографической политики относятся:
многоуровневый подход к достижению целей и решению задач с учетом как общих потребностей населения области в целом, а также интересов отдельных социальных, профессиональных и возрастных групп;
эффективность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти области, совершенствование законодательной базы;
межведомственный подход к вопросам повышения качества жизни, улучшения условий труда, быта и отдыха населения, формирования здорового образа жизни.

4. Основные направления демографической политики
в Кировской области на период до 2025 года

В области охраны здоровья и повышения продолжительности жизни населения определены следующие направления:
развитие материально-технической базы лечебных учреждений;
обеспечение населения области не только общей медицинской, но и специализированной помощью на основе внедрения новых медицинских технологий;
улучшение экстренной медицинской помощи;
усиление профилактической направленности медицины на предотвращение болезней;
расширение контингента лиц, проходящих ежегодную диспансеризацию, введение регулярной диспансеризации всех детей;
развитие сети детских оздоровительных организаций, в первую очередь загородных, в том числе санаторного типа;
совершенствование организации школьного питания;
сокращение уровня смертности от заболеваний сердечно-сосудистой системы за счет создания комплексной системы профилактики факторов риска и ранней диагностики;
сокращение уровня смертности от внешних причин за счет обеспечения населения условиями труда, соответствующими требованиям охраны труда, учебы, контроля за экологической ситуацией, ситуацией на дорогах;
снижение заболеваемости и смертности населения вследствие злоупотребления алкогольными напитками, снижение иных связанных с этим негативных социальных последствий;
сохранение здоровья пожилых людей, содействие их активному участию в жизни общества;
укрепление репродуктивного здоровья родителей, повышение их ответственности за рождение и воспитание детей;
расширение комплексной реабилитации детей-инвалидов, молодых инвалидов, в том числе в специализированных учреждениях, обеспечение ее территориальной доступности;
повышение качества наблюдения беременных с целью проведения активных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение развития осложнений беременности и родов;
создание многоуровневой службы перинатальной диагностики, расширение медико-генетического консультирования;
разработка приоритетных комплексных мер по снижению детской смертности от управляемых и относительно управляемых причин;
обеспечение качественной диспансеризации детей и подростков, создание базы данных о состоянии здоровья детей;
оказание высококвалифицированной специализированной амбулаторной и стационарной помощи детям, внедрение современных технологий обследования;
создание условий для эффективной реабилитации и восстановительного лечения детей на базе санаторно-курортных учреждений области;
развитие профилактических мероприятий на основе применения высокотехнологичных лечебных и диагностических методик, мониторинг состояния здоровья населения и пропаганда здорового образа жизни.
В области повышения рождаемости и укрепления семьи определены следующие направления:
реализация региональной семейной политики, ориентированной на поддержку интересов семей с несовершеннолетними детьми;
создание для трудоспособного населения экономически благоприятных условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень благосостояния;
поддержка предпринимательской инициативы, самозанятости населения, содействие повышению профессиональной и социальной активности молодежи путем реализации специальных молодежных программ, развитие системы профессиональной ориентации, осуществление мер по обеспечению занятости безработных женщин, сельского населения;
содействие занятости населения и организация работы по подготовке кадров в системе профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда в области;
создание благоприятных условий для выполнения экономической, репродуктивной и воспитательной функций семьи;
предоставление социальных выплат семьям с детьми;
расширение рынка доступного жилья и образовательных услуг;
осуществление поддержки семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, молодых, студенческих, многодетных, неполных семей, с членами семей - инвалидами (детьми или родителями), малоимущих семей с детьми, семей, взявших детей на воспитание;
активизация работы по трудовому обучению, профессиональной ориентации, консультированию детей и подростков, подготовке к будущей трудовой деятельности с учетом их склонности, интересов и состояния здоровья;
увеличение темпов строительства детских дошкольных учреждений, в первую очередь на территориях, где в настоящее время уже имеется дефицит мест, с целью обеспечения всех нуждающихся детскими дошкольными учреждениями;
содействие занятости женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком или имеющих малолетних детей, многодетных женщин;
пропаганда семейных ценностей, развитие системы консультативной помощи семьям в решении психологических, правовых, социальных проблем;
содействие семейному устройству детей-сирот, сокращение численности детей, находящихся в интернатных учреждениях.
В области улучшения миграционной ситуации определены следующие направления:
регулирование внутренних миграционных потоков с учетом социально-экономических условий и демографической структуры области;
воспитание культуры межнационального общения у населения, в особенности у детей и молодежи в дошкольных и общеобразовательных учреждениях, высших учебных заведениях и учреждениях дополнительного образования, освещение вопросов миграционной политики в средствах массовой информации;
пропаганда среди молодых людей приоритетности обучения и работы в родном регионе;
обеспечение гарантий государственной поддержки вынужденным переселенцам;
создание оптимальных условий для привлечения и закрепления определенных категорий иммигрантов на постоянное место жительства в Кировскую область.

5. Механизмы реализации демографической политики
в Кировской области на период до 2025 года

Реализацию демографической политики предполагается осуществлять путем:
объединения и координации действий органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, общественных объединений и организаций, направленных на оздоровление демографической ситуации;
дальнейшего совершенствования регионального законодательства в области демографических процессов;
концентрации финансовых и материальных ресурсов по реализации приоритетных направлений, направленных на улучшение демографической ситуации в области, с использованием как бюджетных, так и внебюджетных источников;
постоянного анализа демографических процессов и корректировки на их основе конкретных мер демографической политики.

6. Основные этапы и ожидаемые результаты реализации
демографической политики в Кировской области
на период до 2025 г.

Реализация демографической политики будет осуществляться в три этапа.
На первом этапе (2014 - 2015 годы) будут реализованы мероприятия, предусмотренные Планом мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденным распоряжением Правительства Кировской области от 04.04.2012 № 78 "О Плане мероприятий по реализации в Кировской области в 2012 - 2015 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года", позволяющие уменьшить остроту демографического кризиса, а также сформировать правовую, организационную и финансовую базу для закрепления позитивных тенденций.
На втором этапе (2016 - 2020 годы) будет продолжено осуществление мероприятий по стабилизации демографической ситуации в области. Особое внимание будет уделено внедрению программ здорового образа жизни, реализации специальных мер по содействию занятости родителей с несколькими детьми, проведению мероприятий, направленных на улучшение условий труда и экологических условий жизни. Планируется уменьшение естественной убыли населения, повышение числа родившихся, снижение смертности населения и повышение уровня продолжительности жизни.
По итогам реализации второго этапа предполагается к концу 2020 года:
увеличить показатель ожидаемой продолжительности жизни до 71,2 года;
увеличить в 1,1 раза по сравнению с 2012 годом коэффициент рождаемости, в 1,3 раза снизить уровень смертности населения;
уменьшить отток населения трудоспособного возраста за пределы области;
обеспечить регулируемую миграцию, соответствующую потребностям и возможностям социально-экономического развития области.
На третьем этапе (2021 - 2025 годы) необходимо закрепить полученные ранее положительные результаты во всех сферах жизни общества (реальное повышение качества жизни населения, приближение основных медико-демографических показателей к уровню показателей по Российской Федерации).
В целях замещения естественной убыли населения в результате возможного сокращения уровня рождаемости предстоит активизировать работу по привлечению на постоянное место жительства в Кировскую область иммигрантов трудоспособного возраста.
К 2025 году предполагается:
постепенно увеличить численность населения за счет роста рождаемости, снижения смертности и миграционного притока;
увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 72,1 года.

7. Информационное обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции предполагает использование данных текущего статистического учета населения, а также итогов переписей населения.
Информационное обеспечение реализации демографической политики включает в себя:
подготовку ежегодного доклада о демографической ситуации в области и об исполнении мероприятий, направленных на ее улучшение;
подготовку аналитических и информационных материалов по вопросам демографического развития области;
расширение социальной рекламы в средствах массовой информации;
пропагандистскую работу, направленную на возрождение традиционных семейных ценностей, повышение престижа семьи с детьми, материнства и отцовства;
просвещение населения о возможных негативных результатах нездорового образа жизни, наиболее распространенных заболеваниях, эпидемической обстановке в области;
информирование населения о принимаемых мерах в области демографической политики, о ходе их реализации и промежуточных результатах.


------------------------------------------------------------------